USD
442.05₸
+0.610
EUR
474.14₸
+1.050
RUB
4.74₸
-0.010
BRENT
85.62$
+0.010
BTC
59856.10$
-665.400

МФО ждут перемен в сотрудничестве с государством

Насколько активно микрофинансовые организации участвуют в госпрограммах

Share
Share
Share
Tweet
Share
МФО ждут перемен в сотрудничестве с государством - Kapital.kz

В число пяти социальных инициатив, которые в марте 2018 года озвучил первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, входит расширение микрокредитования. Для этого он поручил выделить 20 млрд тенге. Насколько активно микрофинансовые организации участвуют в государственных программах кредитования, корреспондент «Капитал.kz» поговорил с директором Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана (АМФОК) Ерболом Омархановым.

– Ербол, дошли ли до сектора те деньги, о которых сказал Нурсултан Назарбаев?

– Эти деньги предназначены для фондирования микрофинансовых организаций, которые созданы с государственным участием и предоставляют льготные микрокредиты. Операторами по распределению указанных бюджетных средств выступают различные фонды и специально созданные компании. Поэтому ваш вопрос лучше адресовать им. АМФОК объединяет в основном компании частного сектора.

– То есть МФО с госучастием не входят в ассоциацию?

– Их в составе ассоциации немного, напимер, компания «Ырыс», она как раз работает по государственным программам развития предпринимательства. У нас есть статистика. МФО «Ырыс» была создана в 2009 году и по 2018 год предоставила кредиты на сумму 34,107 млрд тенге по 17 382 проектам. Также в составе ассоциации имеются МФО, созданные НПП «Атамекен», они также участвуют в реализации этих государственных программ. Но следует сказать, что небольшая доля частных микрофинансовых организаций вовлечена в реализацию этих программ, в частности, одна из самых крупных МФО – KMF – освоила кредит в размере 250 млн тенге, предоставленный фондом «Даму», компания «Тойота файнаншл сервисез» в марте этого года получила от «Даму» крупное финансирование на сумму 200 млн тенге, для того чтобы финансировать покупку транспортных средств предпринимателями. Это тоже в рамках поддержки отечественного малого бизнеса. Также в этих программах участвуют МФО «Арнур кредит», KMF, «РИЦ Кызылорда», «Сеним». Это те, кто сотрудничает с «Даму», но есть также компании, которые сотрудничают с «КазАгро», например, МФО Sator. К сожалению, общей информацией по освоению денег, выделенных государством на расширение микрофинансирования, мы не располагаем, потому что частные микрофинансовые организации неактивно участвуют в этих программах. Но деньги, выделенные государством на поддержку малого и среднего предпринимательства через членов нашей ассоциации, дошли до рынка и эффективно размещены среди целевой группы заемщиков.

– Для этого наверняка есть причины?

– Прежде всего хотелось бы сказать о деятельности МФО. Они имеют социально ориентированный профиль: финансируют те слои населения, которые по разным причинам неинтересны банкам и небанковским кредитным организациям – это в основном жители сельской местности. По статистике, в 2018 году 66% кредитов предоставлены в сельской местности, в городе – 34%. Доля кредитов, выданных женщинам, составляет 60%, мужчинам – 40%. И деньги берутся на значимые цели, например, доля микрокредитов, предоставленных на предпринимательские цели, составляет 56%. Учитывая, что МФО работают в селе, где не работают банки, онлайн-компании, для того чтобы кредитовать в этих малых населенных пунктах, нужна разветвленная сеть отделений с обученным штатом сотрудников. Кроме предоставления микрокредитов, МФО обучают заемщиков основам ведения бизнеса и финансовой грамотности, то есть работают непосредственно в «поле» при тесном контакте с населением. Большие расстояния между сельскими населенными пунктами и содержание квалифицированных кредитных работников, которые не только предоставляют микрокредиты, но и непосредственно работают в тесном контакте с клиентами и обучают их навыкам ведения бизнеса, влияют на уровень операционных расходов МФО. Все-таки территория Казахстана занимает 9-е место по площади в мире, и при этом небольшая плотность населения, отдаленность населенных пунктов, поэтому издержки, связанные с выдачей и обслуживанием микрокредитов, высокие. В свою очередь государство заинтересовано в том, чтобы самозанятое население, проживающее в сельской местности и небольших городах, получило доступ к дешевому фондированию, поэтому ограничивает предельный размер ставки вознаграждения для заемщиков. Однако частные микрофинансовые организации из-за высоких операционных расходов не могут себе позволить участие в этих государственных программах по поддержке МСП, хотя, по нашему мнению, они могли бы распределить бюджетные деньги более эффективно, имея большой опыт работы в сфере микрофинансирования, обладая обученным персоналом и необходимыми ресурсами.

Также МФО, чувствуя особую ответственность за распределение бюджетных средств на развитие предпринимательства, опасаются последствий в случае дефолта заемщика – все-таки рисковать своими деньгами проще, чем государственными.

Кроме того, у большинства из них отсутствует залоговая база. Сектор делится на первую десятку и на компании с небольшим уставным капиталом, и их единственный актив – кредитный портфель. Таким образом, им нечего оставить в залог, чтобы получить фондирование от того же государства.

– А государство этого требует?

– У фонда «Даму» есть программы, которые допускают возможность беззалогового кредитования, но тогда МФО должна обладать высоким рейтингом по внутренней методике оценки рисков. Но если мы говорим о средних и мелких компаниях, они могут его не иметь. Еще одна причина, по которой микрофинансовые организации не могут участвовать в реализации госпрограмм, – большой объем отчетности. Понятно, что, поскольку деньги государственные, то они требуют пристального мониторинга, но это может повлиять на оперативность выдачи.

Хотелось бы, чтобы у нас развивался внутренний рынок фондирования для МФО, потому что те ставки, по которым они привлекают деньги из-за рубежа сегодня, очень высокие. Если бы была возможность привлекаться на внутреннем рынке дешевле – под 10-15%, то это благоприятно сказалось бы на ставке вознаграждения для заемщиков.

– Поэтому и встает вопрос об актуальности государственного финансирования.

– Да, конечно, оно ведь тенговое. Мы таким образом страхуем себя от валютных рисков.

– Так что нужно предпринять, для того чтобы госфинансирование стало популярным для МФО?

– Например, мы предлагаем, чтобы государство субсидировало операционные расходы МФО, связанные с выдачей и обслуживанием микрокредитов. Возьмем программу продуктивной занятости и массового предпринимательства «Енбек», которая предполагает, что МФО получают деньги для микрокредитования под 1%, а потом выдают их заемщикам под 6%. И вот эта маржа в 5% не то что не дает прибыли, она даже не позволяет возместить операционные расходы. А они высокие, потому что МФО работают в отдаленных регионах и в тесном контакте с заемщиком, обучая его и осуществляя качественный мониторинг целевого использования заемных средств.

– Что-то еще добавите?

– Хотелось бы больше информации, чтобы МФО знали, какие государственные программы принимаются, действуют и каковы требования для участия в них. Ассоциация совместно с «Даму» проводит разъяснительную работу среди МФО, и мы очень заинтересованы в развитии внутреннего рынка фондирования.

– Какие требования сейчас предъявляются к МФО для участия в программах?

– Необходимо иметь залоговое имущество, как я сказал. Кстати, по нашей инициативе в законодательство была внесена поправка о том, что МФО могут предоставлять в залог свой кредитный портфель для получения доступа к финансированию. Надеемся, что она вступит в силу в этом году. И еще есть нюанс, что заемщик, который получил деньги, должен иметь статус ИП или ТОО, или КХ, но те заемщики, которых кредитуют МФО, не всегда регистрируются в качестве предпринимателей из-за небольших доходов, например, имеющие небольшие подворья, реализующие мясо, молоко или плоды, выращенные своими руками для обеспечения своей жизнедеятельности и получения небольшого дохода. С этого года самозанятая часть населения платит единый совокупный платеж и легально осуществляет свою деятельность. Такая категория граждан тоже нуждается в финансовой поддержке, повышении предпринимательской инициативы. У нас свои методы скоринга, и при этом качество кредитного портфеля находится на хорошем уровне – не более 3,5% кредитов с просрочкой свыше 90 дней. Хочется отметить, что сегодня предельные ставки регулируются Нацбанком, сектор работает активно и стабильно.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.