Искусство управления пространством называется геополитикой, или геостратегией. Геостратегический опыт начал формироваться с древнейших времен. К первоначальным проявлениям такого опыта можно отнести различные формы идеологической и экономической экспансии, искусства ведения войны и политики. Последние два из перечисленных, несмотря на развитие науки и техники, несильно изменились по своему содержанию и методам реализации с древнейших времен по сей день.
В VIII-III вв. до нашей эры в Древнем Китае сохранились значительные исторические материалы по основам «геополитики» и «геостратегии». В этот период Поднебесная империя находилась в состоянии раздробленности и враждовала между собой и с другими соседними государствами. Были написаны трактаты по военному искусству. Например, в «Военной стратегии» Сунь-цзы, известной как «Искусство войны», изложены основные пути завоевания и управления пространством.
Для увеличения богатства и экономической мощи государства Сунь-цзы считал наилучшим решением сохранение государство противника в целости и сохранности. При этом стратег предлагает взять под контроль экономический потенциал государства противника и пользоваться им. По мнению Сунь-цзы, «война – это путь обмана». Он рассматривает войну как средство достижения выгоды, которая и есть победа. «Поэтому, – пишет он, – сто раз сразиться и сто раз победить – это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего – покорить чужую армию, не сражаясь. Поэтому самая лучшая война – разбить замыслы противника; на следующем месте – разбить его союзы; на следующем месте – разбить его войска».
В наше время экономические методы ведения борьбы с противником используются для извлечения выгоды и избегания рисков полного взаимного уничтожения в случае возникновения войны между глобальными державами. Поэтому использование военных сил носит ограниченный, дистанционный характер.
В современной истории немало случаев, когда противоположной стороной, в силу невозможности ведения войны, применялись торгово-экономические, или так называемые геоэкономические меры. Приемы финансового воздействия также предпринимались для контроля над экономикой стратегически важных стран и регионов.
Так, например, ввод войск СССР в Афганистан в 1979 году привел к ответным экономическим мерам со стороны США. Учитывая, что контроль над Афганистаном дает в перспективе возможность для расширения влияния СССР на Среднем Востоке, геополитические ставки глобальных и региональных держав выросли одномоментно.
Нефтяной шок, вызванный иранской революцией 1979 года, поднял цены на нефть на новую высоту. Однако в последующие годы, несмотря на снижение объемов добычи нефти Саудовской Аравией, цены начали падать. В результате установившихся высоких цен на нефть в 1970-х годах экономическая активность в Западных странах в начале 1980-х годов стала снижаться. Экономики западных стран начали переходить на энергосберегающие виды топлива. Активизировалось строительство атомных электростанций и развитие альтернативных видов энергии. В 1984 и 1985 годах строительство ядерных реакторов достигло 66 единиц.
Только с 1979 по 1981 год потребление нефти в США, Европе и Японии снизилось на 13%. После 1980 года спад потребления и перепроизводства нефти в странах, не входящих в ОПЕК, привел к шестилетнему падению цен, которые к 1986 году понизились до 10 долларов за баррель.
Таким образом, переориентирование экономики западных стран во главе США от масштабного потребления нефти на энергосбережение и развитие альтернативных видов энергии помогли достичь двух геополитических целей:
а) снизить зависимость США от стран Персидского залива;
б) подорвать экспортно-валютный потенциал СССР, который позже привел его к тяжелому экономическому кризису и политическому коллапсу.
Следующий пример связан с обеспечением защиты РФ своих геополитических интересов в регионе Черного и Средиземного морей. Военные действия в начале 2014 года, направленные на сохранение военной базы в Крыму, привели к ответным мерам со стороны Западных стран. Осуществление «Крымской кампании» с точки зрения геополитического анализа было сопоставимо с теми последствиями, которые могли иметь ввод войск СССР в Афганистан в 1979 году при ее успешном завершении. Один из ведущих идеологов внешней политики США, стратег и автор концепции расширения НАТО на Восток Збигнев Бжезинский (Zbigniew Brzezinski), в 1997 году отметил геостратегическую значимость Украины следующим образом: «Однако если Москва вернет себе контроль над Украиной с ее 52-миллионным населением и крупными ресурсами, а также выходом к Черному морю, то Россия автоматически вновь получит средства превратиться в мощное имперское государство, раскинувшееся в Европе и Азии». С точки зрения геополитики стало понятно, что странам-оппонентам в среднесрочной перспективе было бы выгодно значительное падение цен на нефть для сдерживания геополитических амбиций РФ в долгосрочной перспективе.
В начале 2000-х годов стремительное развитие финансовых рынков привело к появлению новых видов финансовых инструментов, а именно производных финансовых инструментов (ПФИ), которые позволяют кардинально влиять на стоимость базового актива ПФИ. Позже из-за присущих ПФИ качеств и свойств их стали называть финансовым оружием массового поражения.
С 2008 по 2010 год, по данным Банка международных расчетов (BIS), совокупный объем контрактов по ПФИ держался на уровне 600 трлн долл. США, а в 2011 г. составил почти 650 трлн долл. США. Для сравнения: совокупный мировой ВВП составляет 70 трлн, т. е. порядка 10% от этой позиции. Такое соотношение ПФИ к мировому ВВП говорит об уровне левеража финансовых активов к мировой экономике 1 к 10.
Использование таких инструментов позволяет заинтересованной стороне «двигать» цены на определенный актив в нужном ей направлении и/или страховаться от изменения цен на определенный актив, используя небольшие объемы реальных денег, а рекогносцировка сложившейся геополитической и геоэкономической ситуаций и использование таких инструментов позволяют получать реальные большие доходы не только вовлеченным в конфликт сторонам.
Так, например, в 2013 году стал известным такой экономический фактор, как значительное увеличение поставки на рынки нефти со стороны стран, не входящих в ОПЕК. Одной из причин этого является существенный рост добычи нефти нетрадиционными методами (сланцевая нефть) в США и Канаде ввиду увеличения ее эффективности и рентабельности. Американское международное агентство по энергетике (International Energy Agency) прогнозировало, что к 2015 году США станут крупнейшим производителем нефти, опередив Россию и Саудовскую Аравию. Увеличение загрузки мощностей в Ираке и Ливии, прогресс в переговорах по ядерной программе с Ираном могли в среднесрочной перспективе значительно повысить поставки нефти на мировые рынки. Подробно об этом изложено в статье «Стратегии инвестирования на 2016 год».
Начало «Крымской кампании» в феврале 2014 года послужило триггером для снижения цен на нефть. При этом, цены на нефть стали снижаться агрессивными темпами. Этому способствовали не только перенасыщение рынка нефтью, но и короткие продажи в больших объемах фьючерсных контрактов на нефть, на которые большое влияние оказывают операторы этих фьючерсных контрактов – американские инвестиционные банки. Таким образом, продажи леверажированных производных финансовых инструментов на основе нефти (фьючерсный контракт на нефть) способствовали падению цен на нефть более чем в два раза за короткий период времени. В результате курс российского рубля к доллару США снизился более чем в два раза. Стратегические цели США по сдерживанию геополитических амбиций РФ, казалось бы, были достигнуты.
Теперь рассмотрим ситуацию со стороны интересов РФ. Основные геополитические интересы РФ были резюмированы выше. Остановимся на финансово-экономическом обеспечении «Крымской кампании». Как показала практика, по-видимому, никакое финансово-экономическое сопровождение данной кампании не осуществлялось. Стратеги из РФ вполне могли использовать ПФИ, направленные на получение дохода от падения цен на нефть, которое было ожидаемо с учетом геополитического опыта 1979 года. Так называемые опционы на те самые фьючерсные контракты могли нивелировать расходы, возникшие от падения цен на нефть.
По имеющимся данным, в январе 2014 года покупка (страховки) опциона пут (put) на фьючерсы нефти марки Brent имела следующую структуру:
- срок страхования: 2 года (февраль 2014 - январь 2016);
- стоимость покупки пут опциона (страховки): 2,15 долл. США за баррель нефти (Brent);
- страйк опциона: 90 долл. США.
Историческая волатильность цены нефти с апреля 2011 года по август 2014 года составила 9,6%, что отразилось на очень низкой стоимости страховки в январе 2014 года. В последующем, после падения цены на нефть в сентябре 2014 года, историческая волатильность меняется кардинально. Теперь, за период с апреля 2011 года по сентябрь 2015 года, историческая волатильность цены нефти составила 100,4%. То есть уже в октябре-ноябре 2014 года стоимость страховки выросла в разы.
Расходы в январе 2014 года при страховке на два года годового объема производства нефти РФ составили бы 8,04 млрд долл. США (объем добычи нефти в 2014 году около 3,74 млрд баррелей х 2,15 долл. США = 8,04 млрд долл. США).
При закрытии позиции в ноябре-декабре 2015 года по цене 40 долл. США за баррель нефти разница от цены исполнения опциона составила бы 50 долл. США (страйк 90 долл. США – 40 долл. США = 50 долл. США).
Чистый доход от страховки мог составить 179,01 млрд долл. США (50 долл. х 3,74 млрд баррелей – 8,04 млрд долл. США = 179,01 млрд долл. США).
Такой доход мог бы более чем в два раза перекрыть объем продажи долларов США на внутреннем рынке ЦБ РФ в 2014 году, существенно восполнить отток капитала и озадачить некоторых американских инвестиционных банков.
Учитывая, что низкие цены на нефть в первую очередь также не выгодны американским нефтяным корпорациям, сохранение низких цен на нефть не могло продолжаться на протяжении долгого времени. Ведь, с другой стороны, низкие цены на энергоносители дают стратегическое преимущество основному геополитическому конкуренту США – Китаю. По данным агентства Bloomberg, снижение цен на нефть позволило сократить расходы КНР только в 2015 году более чем на 320 млрд долл. США. С учетом падения цен на газ и другие виды сырья выгода составила около 460 млрд долл. США. Такая комбинация геополитических и геоэкономических интересов мировых держав заставляет призадуматься о целесообразности хеджирования стоимости нефти на текущих ценовых уровнях.
В целом использование ПФИ для извлечения выгоды от определенных раскладов геополитических интересов мировых и региональных держав может снизить влияние внешних факторов на экономику заинтересованных стран.
Еще одним примером использования финансово-экономических методов воздействия для извлечения выгоды служат действия международных кредитных рейтинговых агентств (большая тройка) во время ипотечного кризиса США.
Секьюритизация ипотечных займов и дальнейшее их использование в качестве базового актива для обеспеченных долговых обязательств (CDO, Collateralized Debt Obligation), присвоение таким финансовым инструментам высоких кредитных рейтингов позволили кредитным рейтинговым агентствам, инвестиционным банкам и другим финансовым структурам надуть большой ипотечный «пузырь».
Высказывание в 1996 году лауреата Пулитцеровской премии, обозревателя газеты The New York Times Томаса Фридмана (Thomas Friedman) о том, что «в мире есть две супердержавы: Соединённые Штаты Америки и рейтинговое агентство Moody's. Соединённые Штаты могут уничтожить вас, сбросив бомбу, а Moody's – понизив рейтинг ваших облигаций. И поверьте мне – ещё неизвестно, кто из двух более влиятелен», характеризует реальные возможности рейтинговых агентств в финансовом мире.
Одним из примеров влияния кредитных рейтинговых агентств на финансовый рынок является поддержание высокого инвестиционного кредитного рейтинга крупному инвестиционному банку Lehman Brothers, к тому времени основными акционерами которого уже стали лица из арабских и других восточных стран. Lehman Brothers являлся основным оператором и держателем позиций по CDO. CDO в свою очередь использовались в качестве базового актива для кредитно-дефолтных свопов (CDS, Credit Default Swaps).
Начавшиеся неплатежи по ипотечным займам и рост не работающих кредитов (NPL, Non-Performing Loans) в портфелях финансовых компаний должны были привести к резкому снижению стоимости CDO и других ипотечных ценных бумаг из-за эффекта левеража. На это в первую очередь должны были обратить внимание международные кредитные рейтинговые агентства. Однако эти агентства продолжали поддерживать высокие кредитные рейтинги как Lehman Brothers, так и ценных бумаг, обеспеченных ипотекой. Таким образом, международные рейтинговые агентства на финансовых рынках обеспечивали высокие цены и ликвидность дефолтных финансовых инструментов и компании. После их внезапного дефолта акционеры Lehman Brothers и инвесторы, которые не успели выйти из таких позиций понесли большие потери. Выгоду получили инвестиционные банки.
Следующим примером является ситуация с казахстанскими ценными бумагами на международных финансовых рынках. Во время ипотечного кризиса международные рейтинговые агентства понижали кредитные рейтинги казахстанских банков и компаний. Наряду с проблемными банками и компаниями происходили снижения кредитных рейтингов устойчивых банков и компаний. На международных рынках цены на облигации и акции устойчивых казахстанских компаний упали на 40-50% и более, ликвидность практический отсутствовала. Однако на тот момент купить в больших объемах подешевевшие почти в два раза ценные бумаги устойчивых казахстанских компаний на финансовом рынке не представлялось возможным. Эти ценные бумаги перетекли из портфелей консервативных институциональных инвесторов в портфели глобальных спекулянтов, хедж-фондов и фондов высокой доходности. После восстановления цен на эти активы выгоду опять же получили международные инвестиционные конгломераты.
В дальнейшем кредитные рейтинги международных рейтинговых агентств стали использоваться в качестве инструмента политического давления на РФ наряду с санкциями. Для нивелирования влияния кредитных рейтинговых оценок большой тройки на внутренний финансовый рынок ЦБ РФ принял решение о создании национального рейтингового агентства – АКРА (Аналитическое кредитное рейтинговое агентство).
Таким образом, можно заключить, что рейтинговые оценки помимо своего основного предназначения могут быть использованы в целях получения экономической и политической выгоды.
О ключевой роли национальных кредитных рейтинговых агентств в развитии казахстанского фондового рынка, стабилизации финансовой системы и развитии денежно-кредитной политики подробно изложено в статье «Какие факторы влияют на развитие фондового рынка».
Одним из основных видов оказания давления на противника является введение торгово-экономических санкций. В таких ситуациях страна, подвергнутая экономическим санкциям, обычно начинает развиваться в рамках национальной экономики или в рамках экономик сфер своего влияния. При этом она начинает более рационально использовать внутренние ресурсы и возможности. Начинается внутренняя консолидация финансово-промышленных групп страны.
Санкции Западных стран усложнили российским компаниям и банкам вывод из РФ и «парковку» капитала на Западные рынки. ЦБ РФ, проводя политику оздоровления банковского сектора сокращает количество неустойчивых банков. Международные резервы РФ показали рост. Сельское хозяйство и промышленность так же показали рост и признаки оздоровления. Складывается впечатление, что санкции повлияли положительно на устойчивость экономики РФ к внешним факторам.
В этой связи возникает вопрос эффективности влияния санкций США и Западных стран на РФ. Сразу следует отметить о сохранении во внешней политике США в отношении РФ стереотипов поведения времен Холодной войны, несмотря на то что их геополитические императивы должны были быть уже пересмотрены и сконцентрированы в Азиатско-тихоокеанском регионе.
В перспективе баланс сил в международной торговле и затем в финансово-экономической системе мира, по-видимому, будет смещаться в сторону Азиатско-тихоокеанского региона под лидерством КНР. Экономика КНР с 80-х годов прошлого века претерпела много изменений после налаживания отношений с США и другими западными странами. Не смотря на череду из 6 девальваций с 1980-х по 1990-е годы, когда курс юаня девальвировал с 2,8 юаня до 8,7 юаня к 1 доллару США, последние десятилетия экономика КНР показывает устойчивый рост. Нынешняя политика КНР, направлена на расширение мировой торговли и снятие торговых барьеров, против которой выступают США. Хотя эту же политику проводили западные страны и Япония в отношении Китая в начале ХХ века. Создание в КНР мирового рынка сырьевых (золото, нефть и др.) товаров, интернационализация юаня и разработка независимой от США (SWIFT) международной расчетной инфраструктуры позволят Китаю в долгосрочной перспективе пошатнуть господство доллара США в международных отношениях.
Предложенная в 2013 году Китаем инициатива «Один пояс и один путь» по объединению проектов «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI века» нацелена на расширение торговых интересов КНР, в том числе торговли стратегическими сырьевыми товарами на китайских биржевых площадках, взаиморасчетов в юанях и создание независимой глобальной расчетной инфраструктуры.
Сдерживание расширения влияния Китая в виде торговых войн могут привести к дестабилизации фондовых рынков и их резкому падению. Параллельно, отношения между США и РФ скорее всего будут постепенно восстанавливаться. Это в первую очередь положительно отразится на котировках ценных бумаг крупных российских сырьевых компаний. В такой ситуации цены на золото, серебро и другие драгоценные металлы будут расти. Сейчас рост фондовых рынков США достиг наивысших показателей. Инвестиционный банк Goldman Sachs сообщает, что с 2014 по 2018 год доля расходов по покупке акций (buyback) компаниями, которые входят в основной фондовый индекс США S&P 500, составила от 24% до 30% от общих расходов этих компаний. Может оказаться так, что основным драйвером роста фондового рынка США были операции по покупке компаниями своих же акций. Опасность таких покупок заключается в том, что они в основном осуществляются за счет заемных средств и не расходуются должным образом на НИОКР или капитальные вложения. Банк отмечает, что в 2019 году эта тенденция сохранится. Первой реакцией инвесторов при обвале фондовых рынков будет перераспределение активов в казначейские облигации США и золото.
В свете ожидаемых событий могут оказаться выгодными следующие инвестиционные решения:
- покупка опциона пут на индексы S&P 500;
- покупка IRS (процентный своп) на 10-летние казначейские облигации США;
- покупка ГДР (глобальные депозитарные расписки) российских сырьевых компаний;
- покупка всего объема серебра на внутреннем рынке у отечественных производителей;
- частичная диверсификация валютных активов из долларов США в китайские юани.
Для снижения влияния внешних факторов на казахстанскую экономику целесообразно рассмотреть возможность использования ПФИ. Важным условием эффективности ПФИ является использование в качестве его базы высоколиквидного актива. Золото и серебро (и другие драгоценные металлы) являются высоколиквидными активами на международных рынках. ПФИ, созданные на их основе, можно использовать как дополнительный инструмент против снижения международных резервов страны, курса национальной валюты.
На внутреннем финансовом рынке Казахстана умелое применение ПФИ может решить сразу несколько важных стратегических задач. Например, создание ПФИ на основе золота и серебра в виде ценных бумаг Национального Банка позволит «припарковать» в такие ценные бумаги часть спекулятивных и горячих тенговых активов. Помочь абсорбировать имеющуюся высокую тенговую ликвидность. Существенно компенсировать нехватку финансовых инструментов на внутреннем рынке. Давление на курс национальной валюты частично ослабнет. Выпуск таких ценных бумаг Национальным Банком позволит использовать их для хеджирования рисков обесценения сбережений населения в банках второго уровня и в пенсионном фонде. То есть физическое золото и серебро, находясь на металлических счетах Национального Банка, через эмиссию ценных бумаг, обеспеченных этим золотом и серебром, могут быть использованы в качестве инструментов инвестирования активов ЕНПФ, создания новых синтетических банковских депозитов (продуктов) для обеспечения привлекательности национальной валюты.
Золото и серебро как базовый актив целесообразно оставлять в международных резервах страны для повышения макроэкономических показателей и устойчивости страны перед влиянием внешних факторов. ПФИ, выпущенные на их основе, целесообразно использовать для нужд внутреннего финансового рынка. Такое раздельное использование базового и производного активов будет способствовать росту международных резервов страны, защите депозитных вкладов, жилищно-строительных сбережений и пенсионных накоплений населения (более подробно об этом в статье «Инструменты обеспечения сохранности и доходности пенсионных активов»).
Казахстан принципиально решил стратегические вопросы, связанные с использованием собственного золота для пополнения своих международных резервов. Однако использование серебра и других драгоценных металлов для этих же целей в средне- и долгосрочной перспективах позволит укрепить тенге и существенно пополнить международные резервы страны.
Надлежащее использование таких ПФИ наряду с другими финансовыми инструментами способствует созданию дополнительных благоприятных условий для снижения базовой ставки, удешевления стоимости кредитования экономики и снижения расходов Национального Банка.
Полноценное восстановление деятельности национальных рейтинговых агентств будет способствовать качественному и количественному росту отечественного фондового рынка. В свою очередь, развитие фондового рынка сформирует пространство для расширения влияния денежно-кредитной политики государства. Сбалансируется развитие финансовой системы и снизится влияние внешних факторов на экономику Казахстана.
Автор: Жангали Дадебаев, кандидат политических наук, финансист.