Международный валютный фонд (МВФ) выпустил очередной полугодовой доклад «Перспективы развития региональной экономики: Ближний Восток и Центральная Азия», сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz. «Страны Ближнего Востока и Северной Африки, а также Кавказа и Центральной Азии по-прежнему сталкиваются с повышенной неопределенностью и уязвимостью в условиях конфликтов и все более фрагментированного глобального геоэкономического ландшафта», – говорится в докладе. Ущерб, нанесенный этими конфликтами, оставит глубокие последствия в их эпицентрах на десятилетия, уверены в МВФ.
«Кроме того, сокращение добычи нефти является одной из причин вялого экономического роста в краткосрочной перспективе во многих странах. Даже при постепенном ослаблении некоторых из этих негативных факторов среднесрочные прогнозы роста становятся все более сдержанными», – резюмируют в Международном валютном фонде.
Таким образом, решительное проведение реформ имеет важное значение для повышения потенциального экономического роста. «Более сильный и устойчивый рост будет способствовать не только созданию рабочих мест и улучшению инклюзивности экономики, но и снижению повышенных уровней задолженности и расширению пространства для реализации планов в области развития и социальных расходов», – считают в МВФ.
Кавказ и Центральная Азия (КЦА). Неопределенность на горизонте
По прогнозам, как сообщалось ранее, продолжится устойчивый экономический рост, который составит 4,3% в 2024 году (+0,4 процентного пункта по сравнению с апрельским прогнозом) и 4,5% (-0,3 п.п.) в 2025 году. «Однако в некоторых странах наблюдаются предварительные признаки замедления притоков от торговли и других источников (особенно денежных переводов), связанных с войной России в Украине», – отмечается в докладе.
Среднесрочные перспективы роста для стран – экспортеров нефти Кавказа и Центральной Азии (Азербайджан, Казахстан, Туркменистан – Ред.) остаются сдержанными из-за пониженного уровня добычи нефти. Прогнозы роста в странах – импортерах нефти (остальные страны КЦА – Ред.) зависят от эффективной реализации реформ. «Инфляция продолжает ослабевать, снижаясь до 6,9% в этом году и далее примерно до 5% в среднесрочной перспективе», – сообщают в Международном валютном фонде.
Ближний Восток и Северная Африка (БВСА). Факторы уязвимости остаются значительными
МВФ ожидает, что рост в 2024 году останется слабым на уровне 2,1% (-0,6 процентного пункта по сравнению с апрельским прогнозом), в основном под влиянием продолжающихся конфликтов и длительного добровольного сокращения добычи нефти. Сроки ослабления этих факторов связаны с высокой неопределенностью. Если они постепенно смягчатся, МВФ прогнозирует, что в 2025 году рост восстановится и достигнет 4% (-0,2 п.п. по сравнению с апрельским прогнозом).
Инфляция в странах БВСА снизилась в соответствии с мировыми тенденциями, но остается повышенной в некоторых из них (Египет, Иран, Судан) вследствие характерных для этих стран проблем. Без учета этих государств, согласно прогнозам, инфляция снизится до 3,3% в 2024 году и 3% в 2025 году.
Страны – экспортеры нефти Ближнего Востока и Северной Африки
В краткосрочной перспективе прогнозируется усиление роста (с 2,3% в 2024 году до 4% в 2025 году) при условии завершения договоренности о сокращении добычи нефти, согласно недавним заявлениям. Тем не менее в среднесрочной перспективе прогнозируется умеренный рост, поскольку на то, чтобы направленные на диверсификацию экономики реформы дали результаты, уйдет время. В большинстве стран инфляция низкая, замечают в МВФ. «Резервные буферы остаются на комфортном уровне, хотя бюджетный и внешний профицит начал сокращаться на фоне амбициозных инвестиционных стратегий и падения доходов от нефти», – сказано в докладе.
Страны – импортеры нефти Ближнего Востока и Северной Африки
Страны – импортеры нефти БВСА и Пакистан по-прежнему испытывают трудности, связанные с конфликтами (Газа, Судан), неопределенностью и высокими валовыми потребностями в финансировании. По мере того как эти проблемы смягчатся, а цены на нефть снизятся, краткосрочный экономический рост восстановится с 1,5% в 2024 году до 3,9% в 2025 году. Тем не менее в некоторых странах структурные разрывы будут сдерживать рост производительности в течение прогнозного горизонта. «Условия внешнего финансирования остаются жесткими. Для СНД (стран с низким доходом – Ред.) рост международной помощи затормозился», – обращают внимание в МВФ.
В прогнозе по-прежнему преобладают риски ухудшения ситуации
Негативные глобальные риски, включая геоэкономическую фрагментацию, волатильность цен на сырьевые товары, конфликты, экспортные ограничения и климатические шоки, могут оказать значительное влияние, особенно на уязвимые страны с ограниченной способностью справляться с потрясениями. Неблагоприятные потрясения могут быть вызваны и ситуацией внутри регионов БВСА и КЦА. Если текущие конфликты будут продолжаться или расширяться, они могут привести к долгосрочным экономическим потерям в пострадавших районах.
«Страны, осуществляющие ключевые структурные реформы, могут столкнуться с ростом социального недовольства и политического сопротивления, что будет препятствовать реализации политики и сдерживать экономический рост. Резкий разворот торговых и финансовых потоков, связанных с войной России в Украине, может создать значительные риски для экономики стран КЦА», – обозначили в Международном валютном фонде.
В условиях высокой неопределенности важно определить приоритеты экономической политики
Ускорение структурных реформ
Структурные реформы, особенно в сфере госуправления, необходимы для улучшения среднесрочных перспектив роста и повышения устойчивости. «Крайне важное значение имеют стимулирование создания рабочих мест и участия на рынке труда (особенно для женщин и молодежи), повышение уровня капитала на одного работника и увеличение общей производительности с помощью мер политики, направленных на укрепление макроэкономической стабильности и расширение перехода на цифровые технологии (глава 2 доклада)», – подчеркивают в Международном валютном фонде.
Снижение торговых барьеров с целью использования преимуществ от торговли, диверсификация продукции и рынков для повышения устойчивости экономики, а также инвестиции в инфраструктуру для развития новых торговых коридоров также будут играть решающую роль, добавляют в МВФ. «Меры политики, способствующие повышению конкуренции в финансовом секторе и снижению роли государства в банковских системах, могут увеличить кредитование частного сектора (глава 3 доклада)», – делятся в международной организации.
Сосредоточение налогово-бюджетной политики на восстановлении резервных буферов для смягчения будущих шоков
Во всех странах насущное значение имеет обеспечение устойчивости бюджета, восстановление резервных буферов и сохранение систем социальной защиты. Для стран, которые сталкиваются с высокими уровнями долга и потребностей в финансировании, особенно для некоторых СФРССД (страны с формирующимся рынком и страны со средним доходом – Ред.), согласованные усилия по продолжению бюджетной консолидации играют ключевую роль в решительном снижении долговой нагрузки.
СНД (страны с низким доходом – Ред.) должны сосредоточиться на обеспечении устойчивости государственных финансов при одновременном решении проблемы отсутствия продовольственной безопасности. Экспортерам нефти необходимо сконцентрироваться на сохранении резервных буферов и повышении устойчивости.
Использование денежно-кредитной политики для закрепления инфляции на низком уровне
«Следует поддерживать ценовую стабильность как краеугольный камень денежно-кредитной политики, подкрепляя ее четкими информационными сообщениями и прозрачностью операций, а также обеспечить независимость денежно-кредитной политики», – заключают в Международном валютном фонде.
Читайте также
В Международном валютном фонде также рассказали о рисках для экономик стран Кавказа и Центральной Азии