В 2018 году Нацбанк по итогам выявленных нарушений у коллекторских агентств применил к ним 14 санкций и ограниченных мер воздействия. Об этом сообщает центр деловой информации Kapital.kz.
В Нацбанк поступают обращения заемщиков по неправомерным действиям коллекторов. Основные жалобы связаны с нарушением порядка взаимодействия с должником.
В прошлом году Нацбанк по итогам выявленных нарушений у коллекторских агентств применил к ним 14 санкций и ограниченных мер воздействия.
Отметим, 5 санкций были применены в отношении ТОО «Коллекторское агентство «Ферст Коллекшн», ТОО «Коллекторское агентство «Кайнар», ТОО "Коллекторское агентство "СВД", ТОО «Коллекторское агентство «Кредит Коллекшн Групп», ТОО «Коллекторское агентство «Первое Коллекторское Бюро», ТОО «Коллекторское агентство «Нур Комитет». Этим коллекторам было выписано предупреждение, на них был наложен штраф.
Так, 9 письменных предписаний было выдано ТОО "Коллекторское агентство "Национальная служба взыскания"-2, "Коллекторское агенство "Дельта М Казахстан", ТОО "Коллекторское агентство "Эксперт Плюс", ТОО «Коллекторское агентство «ПАРИТЕТ»-2, ТОО «Коллекторское агентство «Legal Collection», ТОО «Коллекторское агентство «Кайнар», ТОО "Коллекторское агентство "КАВД", ТОО «Коллекторское агентство «Первое Коллекторское Бюро», ТОО «Коллекторское агентство «СВД».
Напомним, коллекторское агентство обязано фиксировать процесс взаимодействия с должником с помощью средств аудио- или видеотехники в помещениях коллекторского агентства (филиала, представительства) по месту его нахождения. Также коллекторы должны хранить материалы аудио-и (или) видеозаписи в течение 6 месяцев с даты взаимодействия с должником или его представителем;
Законом запрещены следующие недобросовестные действия коллекторских агентств:
- распространение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию лица, с которым взаимодействует коллекторское агентство, либо разглашение сведений, которые могут причинить имущественный вред интересам данных лиц;
- совершение противоправных действий, посягающих на права и свободы лица, с которым взаимодействует коллекторское агентство, ставящие под угрозу их жизнь и здоровье, а также повлекшие причинение данному лицу имущественного и иного вреда;
- оказание давления путем угрозы применения насилия либо уничтожения или повреждения имущества должника и (или) его представителя, и (или) третьих лиц, оскорбления, мошенничества, подлога документов, шантажа, принуждающее должника к выполнению обязательств по договору банковского займа или договору о предоставлении микрокредита;
- введения лица, с которым взаимодействует коллекторское агентство, в заблуждение относительно размера, характера и оснований возникновения задолженности;
- принятие коллекторским агентством денег (в наличной или безналичной форме), а также иного имущества в счет погашения задолженности;
- требования со стороны коллекторского агентства о погашении задолженности иным имуществом, кроме денег;
- разглашение коммерческой или иной охраняемой законами РК тайну, полученной от кредитора и (или) его представителя, и (или) третьих лиц.
"В мобильном приложении Нацбанка РК «НБК «Online» (приложение «НБК «Online» доступно для скачивания на государственном и русском языках в магазинах AppStore и PlayMarket) с января 2018 года запущен новый раздел «Деятельность коллекторских агентств». В данном разделе пользователи в онлайн режиме могут получить разъяснение о своих правах при взаимодействии с коллекторскими агентствами", - отметил финрегулятор.
Также должники банков и микрофинансовых организаций при нарушении прав, могут обратиться в Нацбанк РК:
- письменно по адресу: 050000, г. Алматы, ул. Айтеке би, 67, e-mail: info@kzp.nationalbank.kz;
- в Общественную приемную Нацбанка РК за получением правовой помощи по адресу: г. Алматы, ул. Айтеке би, 67, телефон для справок 8 (727) 2619-213, 8 (727) 2788-104 вн.5573;
- в филиалы Нацбанка РК (по адресам, указанным на сайте Нацбанка www.nationalbank.kz, в разделе "Защита прав потребителей финансовых услуг" (https://www.nationalbank.kz/?docid=1374&switch=russian).