Фактически многие акционеры фининститутов зачастую рассматривали банки как финансовый рычаг для поддержки своего собственного бизнеса. Об этом на VIII Конгрессе финансистов Казахстана заявил заместитель председателя Национального банка Олег Смоляков, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Часто среди банков источником агрессивной конкурентной борьбы являлись именно государственные средства. Но была и другая часть проблемы — фактически для многих акционеров банков часто банк рассматривался как финансовый рычаг для поддержки своего собственного бизнеса. Все это отражало, почему длительное время ситуация в финансовой системе не улучшались. Мы наблюдали, что у менеджмента, акционеров (банков. — Ред.) отсутствовала заинтересованность в приросте стоимости бизнеса. Отмечу, любой корпоративный бизнес строится на единственно ключевом критерии — это прирост стоимости. То есть когда этого критерия нет, то мы получаем и проблемы на входе (проблемы. — Ред.), и очень длительный период, когда эти проблемы не уменьшаются», — сказал Олег Смоляков.
Он согласен, что в определенной степени на рынке была очень долго процикличность регулирования. «Так, запаздывали надзорные действия. То есть в этом и есть процикличность, мы запаздывали с решением определенных проблем. Когда же эти проблемы накапливаются, понимаем, что без их решения уже невозможно двигаться дальше. Мы надеемся, что за прошедшие 1,5 года по крайней мере восприятие со стороны рынка изменились. Отмечу, изменились и подходы в восприятии (банков и других фининститутов. — Ред.), как действует Нацбанк. Потому что видны уже и некоторые плюсы — это и активное признание убытков (банками. — Ред.), у них сформирован определенный запас (убытков. — Ред.) для будущего признания. То есть картинка меняется, и мы отзываем лицензии у нежизнеспособных фининститутов», — подчеркивает Олег Смоляков.
Он озвучил несколько выводов, которые были сделаны в Докладе МВФ по вопросам глобальной финансовой стабильности. Этот документ был представлен в ноябре 2018 года.
«Можно сделать вывод, что финансовый рынок РК не лучше и не хуже… Многие вопросы объективно актуальны для многих стран. Например, МВФ отмечает, что (в Казахстане. — Ред.) есть вопрос закредитованности заемщиков. Прежде всего корпоративного сектора. Думаю, что с этим сложно не согласиться в контексте Казахстана. Также у нас есть зависимость институтов от нестабильного фондирования, соответственно они уязвимы, у них есть риск потери ликвидности. Это тоже та риторика, которую мы очень долго поднимали в Казахстане. Также отмечается, что необходимо повышать интенсивность надзора. Для этого мы должны иметь достаточно навыков и знаний для реагирования на определенные угрозы рынка. Особенно такие навыки нужно иметь регулятору. МВФ отмечает, что у каждого участника этого процесса отсутствуют знания, чтобы своевременно и полноценно реагировать на угрозы рынка. На процесс трансформации рынка, думаем, потребуется 2−3 года», — заметил Олег Смоляков.