Потрясения в банковском секторе неминуемо затрагивают весь рынок. Банкиры обеспокоены такой ситуацией. Под «репутационным» ударом последние несколько лет оказываются все без исключения игроки. На ежегодной конференции S&P GlobalRatings вновь поднимался вопрос поддержки и спасения банков.
В ходе выступления заместитель директора направления «Финансовые институты» S&P Global Ratings Аннет Эсс рассказала, что агентство выделило страны СНГ, где правительство готово оказать поддержку банковскому сектору, это Казахстан, Грузия, Россия и Узбекистан. Эти страны имеют более высокие суверенные рейтинги, более высокие показатели ВВП на душу населения и, значит, большую способность государства оказать поддержку банкам с крупной и средней системной значимостью в случае необходимости. Кроме того, отметила она, агентство выделяет 6 банков с умеренной системной значимостью и Халык как банк крупной системной значимости.
Если Народный банк после присоединения ККБ стал безусловным лидерам по всем показателям, то следующему за ним по активам Цеснабанку потребовалась помощь и в ближайшие дни он получит очередную поддержку в виде выкупа сельскохозяйственных кредитов на сумму 450 млрд тенге.
Тем временем банки средней системной значимости, принявшие участие в программе повышения финансовой устойчивости банковского сектора, работают над качеством ссудного портфеля и с начала года, судя по данным Нацбанка, значительно снизили объем «токсичных» кредитов. Например, Евразийский банк, который получил 150 млрд тенге в рамках этой программы, создал 105 млрд тенге резервов, став лидером по объему созданных резервов среди банков-участников Программы. «Это уже дало хороший толчок, чтобы зарезервировать определенный уровень плохих кредитов», — рассказал аналитик S&P Global Ratings Сурен Асатуров. При этом добавил, что Евразийский хорошо отображает картину всего банковского сектора — это общие факторы риска по всему сектору.
«Мы видим настрой государства оказывать банку дополнительную поддержку в будущем в случае необходимости», — отметил он. К тому же, напомнила Аннет Эс, «у банка довольно известные акционеры, и она полагает, что небольшой объем ликвидности может прийти от них.
Касательно вопроса ликвидности Сурен Асатуров отметил, что на балансе Евразийского банка достаточно высока доля государственных ценных бумаг, соответственно они оказывают позитивное влияние на ликвидность.
«Какие-то временные сокращения ликвидности возможны, мы не раз наблюдали подобные ситуации в Казахстане. Но каких-то опасений в данный момент по ликвидности Евразийского банка мы не видим. Хотя стоит признать, что вопрос ликвидности возникает достаточно быстро, поэтому мы все время держим руку на пульсе по ликвидности разных банков», — рассказал аналитик S&P Global Ratings Сурен Асатуров.
«Мы считаем, что государство окажет поддержку этому институту в случае дефицита краткосрочной ликвидности у банка. Обычно это возобновляемая кредитная линия от 1 до 3 месяцев. Также в банке коэффициент cashgap, который отображает разницу между начисленными и полученными процентами, находится на уровне 80−85% за первые 6 месяцев 2018 года. Это некритично, особенно на фоне того, что мы видим в банковском секторе Казахстана», — пояснила Аннет Эсс.
Если банкам средней системной значимости государство может оказать поддержку, по ожиданиям аналитиков S&P, то мелким игрокам придется надеяться только на помощь своих акционеров.
«Мы слышали, что ряд банков (не те 5, что участвовали в программе оздоровления. — Авт.), тоже хотели принять участие и подали заявку для участия в программе оздоровления, но им было отказано. Это значит, что сейчас Нацбанк делает упор только на поддержку первой десятки, но он также требует от акционеров меньших по размеру банков поддерживать институты. Мы понимаем, что у ряда небольших банков были проблемы. Но разница между теми банками, которые до сих пор действуют и пользуются краткосрочными линиями НБ в том, что акционеры этих институтов оказали им поддержку. Банки, собственники которых отказались поддерживать институты, ликвидированы или будут ликвидированы», — пояснила Аннет Эс.
Со своей стороны в ходе выступления заместитель председателя Нацбанка Олег Смоляков напомнил, что если регулятор считает крупно значимым или средне значимым, с точки зрения сегментов рынка, депозитов, то при условии участия акционеров оказывать поддержку, механизм кредитора последней инстанции всем банкам при необходимости может быть открыт.