В условиях кризиса проблемы банков может решить только государство, и только оно может создать все условия для восстановления финансовых отношений и дальнейшего развития экономики страны в целом. Об этом корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz сказал директор департамента надзора за банками Олжас Кизатов.
Олжас Кизатов подчеркнул, что господдержка используется в исключительных ситуациях, таких как серьезный системный кризис. К числу таких системных рисков относятся риск прекращения или нарушения кредитования и платежных услуг, оказываемых большому числу клиентов.
«Необходимо отметить, что государство заинтересовано в оказании помощи именно таких банков, которые являются системообразующими, играющими ключевую роль для экономики страны. Например, в нашей стране банкротство одного или двух системообразующих банков могло бы повлечь необратимые последствия для экономики страны, т. к. пострадали бы интересы обыкновенных вкладчиков, хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм, имеющих счета в таких банках). Еще одним важным фактором государственной поддержки крупных банков является их долгосрочный стратегический интерес к развитию своего банковского бизнеса. Чего не скажешь по средним банкам», — пояснил представитель Нацбанка.
Говоря о проблемах средних банков, он назвал риски, связанные с низкой капитализацией и агрессивной кредитной политикой, низким уровнем корпоративного управления, в том числе систем управления рисками, а также слабой степенью ответственности органов управления.
«В этой связи в отношении средних банков Национальный Банк принял меры по устранению негативной практики массовой выдачи невозвратных займов связанным лицам под обеспечение денег и имущества, поступающих в будущем. В отношении крупных банков, принимая во внимание их системную значимость для нашей экономики, было принято решение об оказании государственной поддержки на возвратной основе, в том числе с активным вовлечением действующих акционеров банков по капитализации банков», — прокомментировал он.
Олжас Кизатов напомнил, что в прошлом году из-за стагнации в банковском секторе государством были продолжены меры по поддержке этой сферы.
«Банки практически перестали выполнять свою основную функцию перераспределения денег путем кредитования экономики. Выдавались только кредиты в рамках различных государственных программ поддержки предпринимательства. Ухудшение ситуации в банках было связано с проблемами, которые копились годами и никак не решались. Высокий уровень проблемных займов, который в 2013 году достигал 33% от всего ссудного портфеля банковской системы, требовал системных решений», — сказал Олжас Кизатов.
В частности, в отдельных банках наблюдалась массовая выдача займов связанным лицам, большинство которых было невозвратным. Ситуация усугублялась принятием нетвердых залогов, которые представлены имуществом поступающим в будущем, необеспеченными гарантиями, договорами страхования аффилированных компаний и зерновыми расписками. В отдельных банках доля займов с нетвердыми залогами превышала 80% их ссудного портфеля. Наличие структурных проблем в банковском секторе потребовало принять незамедлительные меры по оздоровлению банковского сектора, рассказывает Олжас Кизатов.
Поэтому в прошлом году Национальный Банк реализовал Программу повышения финансовой устойчивости банковского сектора.
Ее главной целью было оздоровление банковского сектора с активным вовлечением средств акционеров банков для снижения уровня неработающих кредитов и создания условий для дальнейшего роста кредитования экономики. В рамках Программы была оказана помощь 5 крупным банкам (АО «Евразийский Банк», АО «АТФ Банк», АО «Цеснабанк», АО «Банк ЦентрКредит» и АО «Банк «Bank RBK»), которые обеспечивали основную поддержку экономического роста страны в прошлые годы. На их долю приходилось более 30% ссудного портфеля всей банковской системы и 25% всех депозитов населения и квазигосударственного сектора.
«На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать то, что своевременно принятая и реализованная Программа позволила не только дать импульс по выдаче новых кредитов, но и оздоровить ссудный портфель банков, что, в свою очередь, положительно скажется на деятельности банковского сектора. Банки — участники данной Программы списали основную долю плохих кредитов и начали кредитовать экономику. Так, банки в рамках данной Программы с начала 2018 года выдали займы с учетом реструктуризации заемщиков на сумму порядка 865,4 млрд тенге и списали проблемные займы на сумму порядка 775,5 млрд тенге», — прокомментировал результаты Программы Олжас Кизатов.
Кроме того, следует отметить рост покрытия провизиями неработающих займов более чем в 2 раза, с 25% на начало 2017 года, до 50% на 1 июля 2018 года.
Со своей стороны акционеры банков на солидарной основе в течение 5 лет должны принять меры по докапитализации банка на сумму 421 млрд тенге и улучшению качества активов (реабилитация заемщиков, принятие дополнительных залогов, взыскание задолженности) на сумму более 1,2 трлн тенге.
Средства в рамках Программы были выданы на возвратной основе.
«То, что банковский сектор продолжает выполнять свою главную цель — кредитование населения и экономики, говорит об эффективности государственной поддержки», — добавил Олжас Кизатов.
Для того чтобы не допустить повторения ситуации с высокорисковой политикой банков, в июле 2018 года были приняты законодательные меры по усилению надзорного мандата Национального Банка. Поправки вступают в силу с 1 января 2019 года.
«В рамках усиления надзорного мандата Национальный Банк законодательно усилил регуляторный и надзорный мандат и переходит на принципы риск-ориентированного надзора банков с возможностью применения надзорного суждения о реальном финансовом состоянии банков и превентивного принятия адекватных мер, вплоть до ограничения активных и пассивных операций банков. Эти меры позволят устранить негативную практику банков по проведению операций по выводу активов, что в среднесрочной перспективе приведет к стабилизации банковского сектора и повышению роли банков в кредитовании экономики», — заключил Олжас Кизатов.