По итогам полугодия показатели пятерки банков, участвующих в программе докапитализации Нацбанка, не продемонстрировали резкого снижения рыночных долей по кредитованию и активам. Пока картина не оставляет впечатления каких-то тектонических сдвигов в секторе под влиянием «беспрецедентно честного взгляда регулятора» на проблему плохих кредитов. По оценкам Нацбанка, масштабное списание плохих кредитов практически нивелирует весьма активное новое кредитование: соответственно 1,2 триллиона списаний и 1,3 триллиона новых кредитов в июне.
По данным аналитического центра Ассоциации финансистов Казахстана, в июне был отмечен самый высокий уровень кредитования за последние 3,5 года. Очевидно, одним из основных драйверов кредитного рынка остается розница, в июне на потребительские цели было выдано свыше 324 млрд тенге, что выглядит очень значительным ростом. Год назад, в июне 2017 года, потребительское кредитование составляло 255 млрд тенге.
Двумя игроками, у которых списание плохих кредитов явно выбивается из общерыночной ситуации, стали Казком, не имеющий отношения к программе докапитализации, но докапитализированный напоследок государством и акционерами Халык банка, и банк RBK, участвующий в программе, но стоящий особняком из-за выявленного масштаба кредитования связанных с банком лиц. Активы RBK сократились с пиковых 972 млрд тенге до 548 млрд тенге на конец июня, кредитный портфель — с 690 млрд тенге до 229 млрд тенге. В масштабах пятерки банков (в нее также входят Цеснабанк, ЦентрКредит, АТФ Банк и Евразийский банк), участвующей в программе, изменения заметно менее выраженные, совокупная доля по активам составила на конец июня 26,3% против примерно 27,2% на 1 декабря 2017 года.
Искусство раскрытия проблем
Доля в кредитовании, правда, снизилась до 30,9% с 34,2%. Председатель Нацбанка Данияр Акишев прошлой осенью подчеркивал, что ситуация в других банках-участниках программы достаточно сильно отличается от Bank RBK. Уровень проблемных и подлежащих реструктуризации кредитов в остальных четырех банках оценивался не более чем в 15- 25%. Вторым важным посылом от регулятора было упоминание ряда жестких ограничений, связанных с отказом от выплат дивидендов, кредитования аффилированных заемщиков и выводом денег из банков в обмен на предоставление средств на мягких условиях. Нарушение этих условий характеризовалось как триггер для конвертации субординированного долга в прямое участие государства.
Конечно, главным ожиданием от программы было признание проблемного портфеля, во многом возникшего в результате несоответствия валют фондирования и кредитования в 2014 и 2015 годах. Бескомпромиссно ситуацию с плохими кредитами решал в кризисной ситуации конца прошлого года пока только банк RBK. Его председатель совета директоров Торстен Пол, комментируя «Капитал.kz» результаты, достигнутые на конец первого квартала этого года, отмечал, что теперь все больше внимания уделяется уровню выплаченных процентных доходов. По его словам, «у RBK Bank — это 88%. Если сопоставить это с уровнем начисленных провизий в балансе, а он у нас 27%, то очевидно, что он более чем в два раза выше, чем уровень кредитов, вызывающих какие-то сомнения». В абсолютном выражении на конец первого квартала уровень проблемных кредитов банка с учетом просроченного вознаграждения составлял 44,5 млрд тенге. Согласно последней опубликованной статистике, эта цифра — около 37 млрд тенге.
Депозиторы голосуют"за"
Одним из негативных сценариев была возможность того, что банковский сектор может оказаться разделенным на две части с различиями в структуре фондирования и подходах к кредитованию в зависимости от участия или неучастия в программе. Этого, однако, не произошло и очевидно, что банки, участвующие в программе, сохраняют рыночное фондирование и обладают высоким уровнем ликвидности.
Водораздел в секторе в связи с событиями последних месяцев, связанных с тройкой проблемных банков, проходит скорей между крупными институтами, обладающими системной значимостью, и «дочками» иностранных банков, с одной стороны, и игроками, которые в будущем должны будут так или иначе решать проблемы своей докапитализации, с другой.
Аналитики «Казкоммерц Секьюритиз» в своем обзоре банковского сектора по итогам первого полугодия отметили, что наибольший приток депозитов пришелся на АТФ Банк — на 13,1% и ЦентрКредит — 5,4%.
С другой стороны, например, Цеснабанк, участвующий в программе, испытал отток в 3,4%. Банк очень быстро наращивал депозитную базу в корпоративном секторе в последние несколько лет. Доля пятерки банков, участвующих в программе докапитализации, в сегменте корпоративных депозитов на конец июня составляет примерно 25,7%, на 1 декабря прошлого года эта цифра была 27,16%. Уровень участия этих банков в кредитовании остается немного выше и им необходимо реагировать на ситуацию.
Программа докапитализации оказалась также судьбоносной в части влияния на консолидацию Цеснабанка и ЦентрКредита. Руководство последнего по крайней мере обозначило в качестве основного мотива изменения планов именно участие обоих банков в программе, условия которой не предусматривают возможность приобретения или докапитализации других финансовых институтов. Признание системной значимости, решение проблем с капиталом и стабилизация клиентской базы состоялись и без сделки, в том числе благодаря программе Нацбанка. При этом акции ЦентрКредита весной оказались одной из самых быстрорастущих бумаг из индекса KASE.
Что с «просрочкой»?
Показываемый банками пятерки, за исключением RBK, уровень просроченных кредитов со сроком свыше 90 дней, находится в рамках регуляторных требований о том, что на такие кредиты не должно приходиться больше 10% портфеля. Доля NPL у АТФ Банка — 9,31%, у Евразийского банка — 8,92% у ЦентрКредита — 7,44% и у Цеснабанка — 4,98%. Эти уровни далеки от оценок Нацбанка в момент начала программы. Согласно им, проблемные и реструктуризируемые кредиты у четырех банков не превышают 15−25%. Вопрос скорей состоит в том, признали ли уже банки все свои проблемы и отражается ли это в публикуемой отчетности. Данные по задолженности с учетом просроченного вознаграждения дают смешанную картину. По состоянию на конец июня по сравнению с 1 декабря прошлого года у Цеснабанка эта цифра выросла с примерно 64 до 93 млрд тенге, у АТФБанка снизилась со 175 до 124 млрд тенге, практически неизменной она осталась у БЦК — 95 млрд против 93 млрд тенге, у Евразийского банка произошло увеличение с 78 до 91 млрд тенге, а банк RBK, как уже говорилось, достиг здесь существенного прогресса.
Быстрее иликонсервативнеерынка?
Открытым также остается вопрос, в какой момент банки, участвующие в программе, перейдут к большей активности в кредитовании, поскольку, несмотря на высокий уровень ликвидности и капитализации, до какой-то степени до сих они были сосредоточены на внутренних проблемах и были в целом консервативнее рынка в кредитовании.
По оценкам аналитиков «Казкоммерц Секьюритиз», самый быстрый рост кредитования за полугодие показали не участвующие в программе Kaspi Bank, специализирующийся на рознице, и ForteBank — 10,8 и 7,9%, соответственно.
В своем недавнем интервью порталу kapital.kz заместитель председателя АТФБанка Сергей Коваленко спрогнозировал активный осенне-зимний бизнес — период и рост кредитования на рынке в целом. При этом перед банком стоит задача расти быстрее рынка, и это происходило в сегменте МСБ, где рост с начала года составил 12%.
Аналитики «Халык Финанс» Владислав Туркин и Станислав Чуев в своем июльском анализе долговых инструментов «Евразийского банка» отмечали, что «благодаря значительной государственной поддержке банк провел масштабную расчистку своего ссудного портфеля вместе с увеличением его провизирования. Проведя списание проблемных кредитов, банк получил возможность направить высвободившиеся средства на увеличение ликвидных активов, а именно — на доходные ценные бумаги, что положительно сказалось на приросте реально собранных процентных доходов. Постепенное признание ранее скрытых проблемных долгов ухудшило качество кредитного портфеля, но значительный рост выдачи высокодоходных потребительских кредитов за последний год наряду с продажей сопутствующих страховых продуктов позволил стабилизировать комиссионные и процентные доходы. Однако столь быстрый прирост необеспеченных кредитов несет в себе значительный долгосрочный кредитный риск».
Но пока трудно прогнозировать, что это будет каким-то устойчивым алгоритмом для банков, участвующих в программе, и они станут группой внутри сектора, растущей быстрее рынка. Речь идет об очень разных игроках, согласившихся на терапию от Нацбанка, и облегчение в решении ситуации с проблемными кредитами совсем не обязательно означает переход к росту быстрее рынка. Наверное, все же пятерка будет в совокупности оставаться консервативнее сектора в ближайшие месяцы.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено
использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного
материала необходимо разрешение редакции.