Нацбанк решил расширить свою программу реализации золотых слитков, сделав доступным их приобретение населением и в обменных пунктах. Первоначально она начала реализовываться через банки второго уровня. Первыми участниками были Халык Банк, Евразийский банк и Цеснабанк. Отмечалось, что основным фактором обеспечения ликвидности в этом сегменте будет возможность их обратного выкупа банками второго уровня с выплатой денег клиенту день в день. Слитки представлены в четырех разновидностях: 10, 20, 50 и 100 граммов.
Президент Ассоциации обменных пунктов Арчин Галимбаев отметил в комментарии «Капитал.kz», что, поскольку единственным источником дохода для обменников является прибыль, полученная от покупки и продажи иностранной валюты, дополнительный доход от реализации золотых слитков населению позволит улучшить финансовое состояние обменных пунктов, а значит и усилить охрану объектов, оказывать услуги населению в полном объеме, качественно и безопасно.
Ассоциация обменных пунктов считает, что реализация золота через обменники уполномоченных организаций позволит снизить спрос на наличный доллар, так как многие покупают доллары как средство сбережения и сохранения от инфляции. А поскольку стоимость золотых слитков привязана к доллару, покупка слитков может быть достаточно выгодным вложением. Учитывая количество небанковских обменных пунктов, операции со слитками можно будет совершать в обменных пунктах шаговой доступности.
Золото под охраной?
Арчин Галимбаев убежден, что укрепленность, техоснащение и защищенность пунктов обмена валют позволяют осуществлять этот вид деятельности без каких-либо изменений, влекущих дополнительную финансовую нагрузку. Все обменные пункты, имеющие лицензию Национального банка, «оснащены системой видеоконтроля, позволяющей вести видеозапись высокого качества в течение длительного времени, так называемой „живой охраной“, кнопкой вызова групп быстрого реагирования „Кузет“, оборудованы бронированными стеклами и дверьми».
Учитывая это, обменные пункты ассоциации, по словам Арчина Галимбаева, полностью готовы к операциям с аффинированным золотом в слитках, предлагаемых в ходе программы. Спикер также отметил, что в данный момент золотые слитки, выпускаемые Нацбанком, имеют высокую защиту от подделок: микропечать, капсулу, сохраняющую слиток, порядковый номер, позволяющий их идентифицировать, что не потребует проведения дополнительной экспертизы при продаже слитка в обменные пункты (при условии целостности заводской упаковки). Все это, по его оценкам, позволит совершать покупку и продажу слитка без каких-либо сложностей в считанные минуты.
Спасательный круг для обменников?
Одним из возникающих вопросов в связи с привлечением к этим операциям обменников остается то, что является ключевой мотивацией: желание повысить доступность продуктов для населения и увеличить диверсификацию его вложений с помощью классического защитного актива или дать дополнительные возможности заработать обменным пунктам. Обменники испытывают некоторый дискомфорт в связи с осуществленным в конце прошлого года увеличением минимального уровня уставного капитала для уполномоченных организаций. Теперь он составляет 30 млн тенге в Астане и Алматы, 20 млн тенге в областных центрах и 10 млн тенге в других населенных пунктах. Часть участников рынка считали подобное увеличение чрезмерным и утверждали, что это потенциально способно привести к уходу кого-то из участников из этого бизнеса и потере рабочих мест. Для обменных пунктов установлен достаточно жесткий предельный уровень между курсами продажи и покупки валют, и они работают в условиях весьма ограниченной маржи.
Монеты, слитки, депозиты
Предыдущими попытками диверсифицировать инвестиционные возможности казахстанцев с помощью золота можно назвать довольно широкую популяризацию инвестирования в коллекционные монеты, а также запуск несколькими банками металлических депозитов с привязкой к лондонскому фиксингу. При этом металлические депозиты не выглядят пока столь же популярным продуктом, как монеты. Отчасти это произошло за счет падения цен на золото после окончания кризиса и возвращения доверия к мировым резервным валютам, отчасти из-за того, что банки с некоторым запасом формировали гарантии для самих себя в момент входа и выхода из золота депозиторов.