Согласно принятому в июне 2017 года Закону РК «О коллекторской деятельности», коллекторские организации не вправе предоставлять информацию по займу родственникам, соседям заемщика или его коллегам по работе. Об этом на встрече с коллекторами в Нацбанке сообщил начальник управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций Нацбанка Александр Терентьев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Коллекторские организации по законодательству обязаны соблюдать тайну коллекторской деятельности. Ранее, в соответствии с договором банковского займа коллекторы могли обращаться к родственникам заемщика, сообщали о долгах на работу заемщика. Сейчас же, после принятия в июне Закона „О коллекторской деятельности“, эти действия будут считаться нарушениями», — отметил Александр Терентьев.
Также в Нацбанке уточнили, что несмотря на то, что Закон «О коллекторской деятельности» был принят в июне, коллекторам было предоставлено полгода для того, чтобы они подкрепили свои офисы соответствующей звукозаписывающей аппаратурой и в целом подготовились к новому Закону.
«С 3 декабря 2017 года Нацбанк стал более пристально регулировать деятельность коллекторских компаний, и тогда же, 3 декабря, истек срок постановки на учет коллекторских компаний. На сегодняшний день в Казахстане учетную регистрацию прошли 60 коллекторских организаций, 34 из них находятся в Алматы. Остальные коллекторские компании, которые не прошли регистрацию, должны будут прекратить свою деятельность», — рассказал Александр Терентьев.
Он подчеркнул, что если в Нацбанк будут поступать заявления от заемщиков, где будут фигурировать факты насилия и угроз со стороны коллекторов, то все эти заявления будут направляться в правоохранительные органы.
«Коллекторы должны фиксировать свое взаимодействие с должниками, записывать телефонные разговоры, осуществлять видеофиксацию и аудиофиксацию встреч с заемщиком, когда встреча проходит в офисе коллекторов. Также с коллекторами можно взаимодействовать через письменные почтовые уведомления, голосовые и иные сообщения через сотовую связь, интернет», — отметил Александр Терентьев.
В Нацбанке уточнили, что коллекторские компании могут взаимодействовать с заемщиками только в будние дни с 8.00 до 21.00, коллекторы могут звонить заемщику не более трех раз в день. У коллекторов с заемщиками должно быть не более трех встреч в неделю, при этом должно быть не более одной встречи в день в период с 8.00 до 21.00. Время выбора взаимодействия с коллектором сохраняется за должником.
Александр Терентьев рассказал, что если коллекторы считают, что действия Нацбанка в отношении них неправомерны, то они имеют право обратиться в суд. При этом он напомнил, что для начала при возникновении спорных ситуаций коллекторам нужно обратиться в Нацбанк, чтобы обсудить ситуацию.