На днях казахстанские журналисты побывали, пожалуй, в одном из самых интересных и захватывающих мест Алматы — в золотохранилище Казахстана.
Попасть в Центр кассовых операций и хранения ценностей, где находится золотохранилище, не просто. Для этого нужен специальный пропуск, ведь здание Центра — это режимный объект. Перед тем, как оказаться в золотохранилище, у журналистов изъяли смартфоны. Также, с нас взяли расписку о неразглашении конфиденциальной информации, а при входе в здание каждого журналиста проверили через металлоискатель.
Снимать на фотоаппарат, производить видеосъемку или запись на диктофон в золотохранилище и хранилище наличности было запрещено.
Центр кассовых операций и хранения ценностей состоит из нескольких уровней. Золотохранилище находится на самом нижнем уровне. Оказывается, пол помещения, где лежат тонны золота, укреплен по специальной технологии. Еще бы, ведь в золотохранилище размещено 284 тонны золота.
Кстати, для того, чтобы попасть в хранилище золота нужно было осилить несколько довольно узких лестничных пролетов, которые вели нас вниз. Спускаясь все ниже и ниже все журналисты были в предвкушении… Казалось, что вот-вот перед взором предстанут блестящие золотые слитки, которые будут нависать над нами. Но, как только мы попали в сокровищницу страны, оказалось, что слитки золота размещены друг к другу не так плотно. Слитки находились на деревянных стеллажах, высота которых превышала четыре метров. Золотые слитки лежали ряд к ряду, между ними была размещена тоненькая картонка. Оказывается, картонка предназначена для того, чтобы слитки не деформировались. «Золото — это мягкий драгоценный металл», — рассказали в золотохранилище.
Каждый стеллаж, где лежали слитки, пронумерован, указана дата поставки золота, вес каждого из пронумерованных слитков. Интересно, что вес каждого из слитков немного отличается. В среднем же вес одного слитка может колебаться от 11,999 до 13 килограмм.
Помимо сигнализаций и различных датчиков золотохранилище оберегает громоздкая, увесистая дверь. Ее вес достигает 17 тонн. Для того, чтобы золото не деформировалось в помещении площадью чуть более 70 квадратных метра выдерживается определенный уровень влажности и даже специальный температурный режим: от 17−20 градусов.
«В некоторых золотохранилищах особым посетителям выдаются специальные сапоги с металлическими носком. Это делается для того, чтобы уронив слиток, золото не повредило ноги», — рассказали в Центре.
Сырье, из которого выплавляются слитки в основном казахстанское. В золотохранилище Казахстана сконцентрировано 65% золотого запаса Казахстана, 35% - за границей. Нацбанк приобретает золото у Казцинка, Altyntau Kokshetau, Тау-Кен Алтын. Каждый из слитков 999 или 999,9 пробы. Как рассказали в Нацбанке, золото покупается по рыночной цене, которая складывается на мировом рынке. «Никакого дисконта по цене нет», — отметил глава финрегулятора Данияр Акишев.
Перед тем как попасть на стеллаж, золото проходит тщательный контроль в специальной лаборатории. Слитки тестируются специальным спектометром, который определяет спектр металла по рентгеновским лучам. Если выявляются какие-то примеси, то слитки отправляются обратно поставщикам. «Но пока таких случаев не было», — рассказали в лаборатории.
Уровнем выше, чем золотохранилище, находится не менее увлекательное место — хранилище банкнот. Определить, что вскоре перед глазами предстанут купюры банкнот, было не трудно. Приближаясь все ближе и ближе к месту «Х» слышался аромат купюр… В хранилище банкнот оказалось теснее, чем в хранилище золота. Вплотную нас окружают трехметровые стеллажи, в которых пачка к пачке теснятся упакованные в брикеты банкноты. На каждой пачке указан номинал купюры, год, когда банкнота была утверждена и сумма. «Эти деньги не учтены в денежном обороте Казахстана», — подчеркнули в Нацбанке.
Кстати, в одном из стеллажей можно было заприметить уникальные 20-ти тысячные купюры, образца 2013 года. На них еще зафиксирована подпись экс-главы Нацбанка Григория Марченко. Эти банкноты вышла в свет только после того, как г-на Марченко сменил на посту Данияр Акишев.
Как стало известно, купюры номиналом 200, 500 тенге быстро изнашиваются, они не доживают и шести месяцев. Десятитысячные купюры служат обычно два года. А вот 20-ти тысячная купюра практически не ветхуется. «Это уникальная банкнота, можно сказать, что она сделала как бутерброд: бумажные слой сменяет полимерный», — рассказали в Центре кассовых операций и хранения ценностей
Впрочем, не только тенге можно увидеть в хранилище, но и доллары, евро и юани… «Доллары нужны для того, чтобы можно было подкрепить банки наличностью в случае ажиотажного спроса на инвалюту. В 2014—2015 годах запас долларов было очень большим», — заметил Данияр Акишев.
В одном из блоков Центра кассовых операций и хранения ценностей есть специальная локация для утилизации ветхих и поврежденных банкнот. Все поврежденные банкноты, перед тем как попасть в камеру для утилизации, сначала упаковываются в специальные брикеты из целлофана, а уже позже, они тщательно разрезаются специальным механизмом на мелкие кусочки. Измельченные купюры размером 2−5 миллиметров прессуют под давлением 100 атмосфер, а позже полностью уничтожают. Кстати, после измельчения купюр в атмосферу попадает очищенный пар. «На один кубаметр воздуха выбрасывается не более 0,5 миллиграмма твердых отходов. Даже нет одного миллиграмма. То есть вырабатываемый в процессе переработки купюр воздух даже чище уличного. Кстати, это голландская технология», — отметил специалист по утилизации купюр.
Спресованные в брикеты измельченные купюры
Куда именно вывозятся спрессованные брикеты с измельченными купюрами неизвестно. Но, их точно не сжигают, потому что краска на купюрах токсична.
Кстати, в Центре кассовых операций и хранения ценностей есть своя лаборатория, где золото и инвестиционные монеты проверяются на состав. Если, к примеру, кто-то захочет сдать приобретенную ранее инвестиционную монету в Нацбанк, монету проверят на специальном спектометре.