Программа развития сферы услуг вышла в свет в декабре 2014 года как институциональное подкрепление таких программ развития как «Нурлы Жол» и «Дорожной карты бизнеса 2020». Писалась программа на высокой волне оптимизма с расчетным ежегодным ростом экономики в 5,8%, а сферы услуг с среднегодовым ростом в 7%, сообщает Finprom.kz.
Вклад сферы услуг в экономический рост должен был опережать вклад отраслей реального сектора. Что мы имеем по факту: с 2013 года темпы роста сектора услуг стабильно снижались. В первом квартале 2017 года наметился подъем в 2,1%, но это ниже общего роста ВВП в 3,6%.
Базовым фактором роста сектора услуг определили интенсивный приток инвестиций. Так в рамках «Программы развития сферы услуг в Республике Казахстан до 2020 года» определили инвестиционные потребности сектора в размере 330 миллиардов долларов за период с 2013 до 2020 года. Из них 265 миллиардов долларов должны были пойти на транспортно-логистическую инфраструктуру, недвижимость и торговлю. Тогда дедоллоризация была еще не в тренде (на тот момент курс был 152,13 тенге за доллар США). Что имеем по факту. По оперативным данным в сектор услуг за 2013 — II квартал 2017 года привлечено инвестиций на сумму в 13 триллионов тенге. Если грубо брать в расчет среднегодовой курс доллара США, то получаем общий объем инвестиций за 4,5 года в размере 60 миллиардов долларов. Всего 18,2% от оцененных инвестиционных потребностей.
В более свежем документе госпланирования, «Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015−2019 годы», от 6 сентября 2016 года, приоритет сектора услуг определен еще более четко. Глава «Глобальные тренды индустриального развития» конкретно по тексту: «Удельный вес обрабатывающей промышленности больше не является показателем диверсификации и экономического роста, поскольку глобальным трендом стал опережающий рост сектора услуг. По мере возрастания технологической сложности продукции и перехода к модульным конструкциям в секторах современного производства все большую роль играют услуги. Экономическая активность смещается из производства в сферу услуг, емкую с точки зрения человеческого капитала». Что у нас: за 2016 год удельный вес услуг в структуре ВВП сократился на 1,6%. А по итогам первого квартала уже на 2,3%.
Судя по макроэкономическим показателям, правительству пока не удается переориентировать экономику на сервисный путь развития. В среднесрочной перспективе слабый рост сектора услуг с большой вероятностью продолжится — низкая инвестиционная база. Такой показатель как инвестиции к ВВП показывает огромную разницу между необходимыми потребностями и реально привлеченными средствами в сектор.