USD 385.55₸ ↑ +0.580
EUR 426.57₸ ↓ -0.550
RUB 6.05₸ ↑ +0.010
BRENT 64.25$ ↓ -0.220
BTC 7319.20$ ↓ -0.034
ETH 146.41$ ↓ -0.029
LTC 44.33$ ↓ -0.031
Курсы валют в Казахстане
Новости Казахстана - Капитал.кз
ГлавнаяФинансыКазахстанцы больше всего жалуются на финансовые услуги

Казахстанцы больше всего жалуются на финансовые услуги

Тимур Сулейменов озвучил главные критерии защиты прав потребителей

Министерство национальной экономики (МНЭ) РК предложило ряд мер по защите прав потребителей, которые должны радикально минимизировать факты нарушения их законных прав и интересов, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

По словам министра национальной экономики Тимура Сулейменова, в Казахстане действующий закон предусматривает индивидуальный способ защиты прав потребителей, а также сформирована государственная система защиты.

«В прошлом году госорганами было рассмотрено более 23 тыс. обращений, из них на Нацбанк приходится 56% обращений, на Миннацэкономики — 19%, на Минздрав — 11%, Минфин — 3%, на министерство по инвестициям и развитию — 1%. И оставшиеся 10% приходится на акиматы и другие исполнительные органы», — привел сведения Тимур Сулейменов.

Глава ведомства пояснил, что основным предметом обращений является сфера финансовых услуг. А наибольшее число обращений граждан касается вопросов рефинансирования и задолженности, в том числе по валютным займам, а также обслуживания банковских займов.

В здравоохранении основным предметом жалоб является качество и своевременность оказания медицинских услуг. В сфере ЖКХ это повышение цен и тарифов на услуги монополий и услуг общественно значимых рынков, а также качество услуг КСК и управляющих компаний. В розничной торговле это невыдача контрольно-кассовых чеков, обвешивание, обсчет потребителей, а также отсутствие сертификатов качества.

Как пояснил министр, в целях совершенствования защиты прав потребителей в 2016 году МНЭ РК были предложены ряд изменений в законодательство. В первую очередь для усиления правовых гарантий. В частности, были приняты условия, которые теперь нельзя включать в договор с потребителями.

«Самое важное из них — невозможность удерживать более 30% от стоимости услуги или товара, если потребитель отказывается от их потребления. Это особо актуально в сфере перевозок и авиаперевозок. К тому же предусматривается запрет на увеличение в одностороннем порядке стоимости услуг и товаров. А также запрет на освобождение от ответственности продавца в случае причинения вреда жизни, здоровью или имущества потребителя. В любом случае, должен быть по существу рассмотрен этот вопрос. И такая норма, об исключении этой меры, в договор по умолчанию включена быть не может. Более того, устанавливается новое требование к договору с потребителем, которое касается четко сформулированных и исключающих двоякое толкование терминов и определений, не требующих для их понимания специальных знаний», — сообщил он.

Кроме того, усовершенствуется требование к возврату и замене товаров: теперь это нужно сделать либо незамедлительно, либо в течение 30 дней, если требуется дополнительная экспертиза товаров. Глава Миннацэкономики заметил также, что в связи с участившимися жалобами потребителей в сфере ЖКХ введен запрет на отключение электрической и тепловой энергии при задолженности, если услуги оказываются одной и той же организацией.

А для исключения фактов введения в заблуждение потребителей вносится запрет на использование в рекламе строящихся жилых домов классификаций, не предусмотренных строительными нормами. Таких как «бизнес», «элит» и «эконом».

Также, по словам Тимура Сулейменова, была регламентирована реклама биологически активных добавок, которая ранее могла вводить в заблуждение потребителя относительно лечебных и целебных свойств БАДов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.