Последние три года в Алматы довольно часто горят барахолки, базары и торговые центры. В 2013 году сгорели несколько крупных вещевых рынков алматинской барахолки — «Олжа», «Кулагер», «Аян», «Алатау-2». Озвучивались разные причины пожара — от умышленного поджога до неосторожного обращения с электроприборами. Во всех случаях владельцев рынков обвинили в грубейших нарушениях норм пожарной безопасности. Прошлый год также не стал исключением, в апреле произошел, пожалуй, самый запоминающийся пожар за последние три года — полностью сгорел ТЦ «Адем-1». По официальной информации, огонь охватил 25 тыс. кв. метров, был нанесен ущерб 800 бутикам. Этот, 2016-й, год, также запомнится крупными пожарами. В мае 2016 года загорелось кафе «Коровабар», огонь молниеносно перекинулся на супермаркет «Юбилейный», а позже и на квартиры, находившиеся в том же доме, что и магазин. В августе были охвачены пламенем рынки «Алмалы» и «Ожар». В начале ноября в здании, входящем в комплекс Almaty Towers, также произошел пожар. По предварительной версии, огонь мог вспыхнуть из-за сварочных работ, которые проводились незадолго до возгорания.
Если основываться на публичной информации, из всех упомянутых объектов были застрахованы только супермаркет «Юбилейный» и комплекс Almaty Towers. Страховщики признают, что бизнес пока не готов страховать свое недвижимое имущество. Они подчеркивают, что интерес со стороны бизнеса к страхованию торговых центров и предприятий активно стал проявляться только после масштабных пожаров.
«Если сравнивать, то страхование бизнеса на сегодняшний день в Казахстане гораздо менее популярно, чем, например, страхование автомобилей. Главная причина сложившейся ситуации — многие владельцы бизнеса или торговых центров не до конца осознают ценность и необходимость страхования имущества, которым они владеют. Предприниматели считают, что полис — это бесполезная трата денег», — считает исполнительный директор СК «Евразия» Шакир Иминов.
Со своим коллегой солидарен и другой страховщик. «Если напомнить историю с пожаром в ТЦ „Адем-1“, то среди арендаторов застрахованны были единицы. В основном в страховые компании обращаются владельцы крупных торговых сетей, собственники складов и товарно-материальных ценностей, чего нельзя сказать о предпринимателях, торгующих на рынках и барахолках. Как правило, интерес к страхованию, причем кратковременный, у них возникает после очередного пожара, повлекшего большие убытки. Однако ощутимого потока владельцев или арендаторов барахолок и ТЦ как не было, так и нет», — заверил председатель правления СК «Коммеск-Өмір» Олег Ханин.
Он уточняет, что, скорее всего, МСБ экономит на страховании. «Однако, в отличие от крупного бизнеса, МСБ как раз и не обладает той финансовой подушкой безопасности, которая бы позволила более-менее легко покрыть убытки», — уверен Олег Ханин.
Страховщики уточняют, что страховать свое имущество не спешат не только предприниматели, но и физические лица. «Доля казахстанцев, которые готовы приобрести полис добровольного страхования имущества, еще очень низка. Это не добавляет оптимизма. В 2017 году ожидается общий прирост по добровольному страхованию имущества, в том числе и за счет роста кредитования в банках. Однако рынок не сможет ощутимо прирасти только за счет розничных клиентов, потому что львиная доля страховых премий по страхованию имущества приходится на компании. За последние годы наша страховая компания за счет страхования рынков и ТЦ привлекла премии на 15 млн тенге — это ничтожно малые объемы», — заметил Шакир Иминов.
Отметим, как выяснилось, далеко не все компании готовы застраховать базары и барахолки. К примеру, страхованием таких объектов не занимается СК «Коммеск-Өмір». Скорее всего, это связано с тем, что компания не хочет брать на себя огромные риски. «Прежде всего, владельцам базаров и барахолок нужно усилить меры противопожарной безопасности», — сообщил страховщик.
Страховые компании можно понять. Так, ДЧС не раз приостанавливал работу рынков, потому что они не соответствовали требованиям пожарной безопасности. Претензии преимущественно предъявлялись к работе шашлычных, где мангалы с открытым огнем были установлены в непосредственной близости от зданий и торговых рядов. В ДЧС неоднократно подчеркивали, что на многих рынках при размещении торгового оборудования не была учтена ширина проходов к эвакуационным выходам.
На рынке стоимость полиса по страхованию недвижимости находится в коридоре 0,2−0,3% от страховой суммы. Страховщики подчеркнули, что стоимость полиса может снизиться, если охват страхованием будет шире.
При разговоре со страховщиками стало известно, что пока вопрос об обязательном страховании рынков, ТЦ или барахолок не стоит. «Не исключаем, что принятие закона об обязательном страховании таких объектов вызовет неоднозначную реакцию у населения и будет восприниматься как дополнительный налог», — считает Шакир Иминов.