«Налог на Google» будет рассматриваться в рамках объединенного Налогово-таможенного кодекса, сообщил на этой неделе Куандык Бишимбаев, министр национальной экономики Республики Казахстан.
Суть этого налога в том, что зарубежные IT-компании, продающие контент и продукты через интернет, но не зарегистрированные на территории страны, должны платить НДС в этой стране.
С 1 января 2017 года иностранные компании, предоставляющие электронные услуги на территории России, должны будут платить НДС в размере 18%. Законодательные поправки Совет Федерации одобрил в июне этого года. Под действие этого налога попадают 14 типов электронных услуг. В их числе — предоставление доступа к поисковым системам в интернете, предоставление права на использование электронных книг, информационных, образовательных материалов, музыкальных произведений и графических изображений. Это не касается тех случаев, когда поставка товаров осуществляется без интернета, а программы и базы данных реализуются на материальных носителях. По некоторым данным, в первый год действия «налога на Google» бюджет РФ получит доход в размере около 53 млрд рублей.
Эксперты прокомментировали для «Капитал.kz», есть ли необходимость в таком налоге для Казахстана и какие риски могут возникнуть, если «налог на Google» одобрят у нас.
В мировом тренде
Шавкат Сабиров, президент Интернет-ассоциации Казахстана, указывает на то, что отаком налоге заговорили только в последние два года. «В начале 2000-х годов между странами была четкая договоренность о том, что налогообложение электронной коммерции происходит в стране поставщика товаров или услуг. Однако в последние годы стало ясно, что компании, не легализованные на рынке страны, имеют преимущества перед местными игроками. Поэтому и возник вопрос о необходимости выравнивания такой ситуации методами дополнительных налогов или введения специальных мер поддержки местных участников интернет-рынка», — поясняет эксперт.
Мировая практика, отмечает он, показывает, что требуется легализация работы компаний. Так происходит в Америке, в Европейском союзе, так будет и в странах Евразийского союза.
Галим Хусаинов, генеральный директор BRB INVEST, также говорит о том, что это нормальная практика налогообложения иностранных компаний. «Это создаст равные условия для местных компаний по сравнению с иностранными. С учетом экспансии иностранных компаний в данном сегменте, безусловно, такая необходимость существует», — уверен эксперт.
Решить намного больше задач
Куандык Бишимбаев сказал, что вопрос «налога на Google» будет рассмотрен в перспективе. Шавкат Сабиров не исключает того, что в скором времени теория перейдет в практику. «Изменения пока только обсуждаются, но, думаю, в 2017 году такого типа налог может быть введен в действие. Поправки могут затронуть сразу несколько законов», — говорит он.
Эксперт подчеркивает: должен быть четкий расчет, насколько введение такого налога может быть эффективным. «Может, проще развивать нашу собственную базу с целью привлечения иностранных компаний в Казахстан? Мне лично кажется, что создание условий для благоприятной работы для иностранных компаний позволит решить намного больше задач — от создания рабочих мест, обучения наших специалистов, притока инвестиций в отрасль и до увеличения налоговых поступлений», — уверен собеседник.
Отвечая на вопрос, понадобятся ли сопутствующие изменения в налоговом законодательстве для запуска такого налога, Галим Хусаинов говорит, что, на его взгляд, новых налогов вводить не нужно, здесь необходимо облагать НДС и корпоративным подоходным налогом сферу услуг. Для этого нужно внести изменения в Налоговый кодекс — чтобы расширить понятие налоговой базы.
Потребители всегда платят
Предполагая, каким образом «налог на Google» может отразиться на потребителях, оба эксперта указывают на ценовой фактор.
«Введение любого дополнительного налога, безусловно, отразится на цене товаров. Казахстанские интернет-компании на рынке представлены пока еще в небольшом количестве. Речь идет о крупных игроках на рынке. Как правило, крупные игроки представлены филиалами больших международных компаний. Нашим местным компаниям придется бороться с международными компаниями и, видимо, без соответствующей поддержки отечественного бизнеса здесь не обойтись», — говорит Шавкат Сабиров.
«Для потребителей будет увеличение цен на величину НДС, потому как косвенные налоги всегда перекладываются на потребителей», — отмечает Галим Хусаинов. В целом, по его мнению, больших рисков введение «налога на Google» не принесет. «На начальном этапе возникнут проблемы со сбором налогов, но это временное явление», — считает эксперт.
Под действие попадут не все
Речь идет только об иностранных компаниях, которые оказывают услуги на территории Казахстана, но зарегистрированы в других юрисдикциях, поясняет Галим Хусаинов, на кого будет распространяться действие налога.
Если такой налог будет введен в действие (это только предположение), то компании, работающие в Евразийском экономическомсоюзе, не попадут под его действие, этим налогом будут облагаться только иностранные компании, поясняет Шавкат Сабиров. «Каким будет механизм — посмотрим, но повторю еще раз, правильно развивать бизнес-среду таким образом, чтобы иностранные компании легализовали свой бизнес в Казахстане», — заключает спикер.