В социальных сетях и СМИ не утихают дискуссии о досрочном изъятии пенсионных накоплений. Складывается впечатление, что тех, кто хочет снять свои накопления из пенсионного фонда досрочно гораздо больше тех, кто планирует сделать это при выходе на пенсию. Вкладчиками движет опасение, что в будущем их пенсия может обесцениться. По их мнению государство тратит пенсионные деньги не по назначению, а для закрытия пробоин в бюджете, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Напомним, тема о досрочном изъятии накоплений из ЕНПФ активно обсуждается более месяца. В конце июня на одной из пресс-конференций глава Нацбанка Данияр Акишев не исключил, что в будущем у казахстанцев может появиться возможность получить часть своих накоплений еще до наступления пенсионного возраста.
«Такие прецеденты присутствуют в мире, мы изучаем этот вопрос. Считаем, что предоставление такой опции в будущем для граждан было бы желательно. Мы видим, что у нас есть казахстанцы, у которых уже достаточно накоплений для обеспечения своей жизни после пенсионного возраста. Что делать, если возникают сверхнакопления?» – задается вопросом главный банкир страны.
Он подчеркнул, что «эта тема очень чувствительна». «Нужно понять, насколько пенсионная система будет способна обеспечивать граждан пенсией. Поэтому я еще раз говорю, что пока мы в правительстве эти вопросы обсуждаем. Я бы пока воздержался от каких-то прямых комментариев по обозначенной теме», – отметил Данияр Акишев.
Впрочем, возможность изъять пенсионные накопления еще до наступления пенсионного возраста есть и сейчас. Глава Нацбанка об этом неоднократно упоминал на встречах с журналистами. Женщины могут приобрести пенсионный аннуитет в 50 лет, но при этом их пенсионные накопления должны быть порядка 8-8,5 млн тенге. Мужчинам можно накопить еще меньше – 6 млн тенге, но они смогут получить свои пенсионные накопления в 55 лет.
Между тем, как считает экономист Евгений Кочетов, суммы и возрастные пределы, которые позволяют воспользоваться пенсионным аннуитетом «чрезвычайно завышены».
«Получается, женщинам с 1998 года ежемесячно нужно откладывать по 40 740 тенге, зарабатывая стабильно больше 400 тыс. тенге в месяц. Далеко не каждый может похвастаться такой заработной платой. Тем не менее, самый известный «досрочный пенсионер» нашей страны – это экс-глава Нацбанка Григорий Марченко, который постоянно как мантру повторяет, что он досрочно снял деньги с пенсионного счета. И, считаю, что досрочное снятие быть должно. И дело здесь не в покупке дорогостоящих вещей на эти средства, а в результатах деятельности пенсионной системы. По пальцам можно пересчитать периоды, когда реальная доходность ЕНПФ поднималась выше уровня инфляции. Поэтому человек понимающий, что сегодня его накопления просто «сгорают» должен иметь право на частичное самостоятельное управление ими. Думаю, что стоит рассматривать это как некую форму диверсификации портфеля», - отметил в интервью Kapital.kz экономист.
Добровольные пенсионные отчисления в ЕНПФ можно снять досрочно, но только при достижении 50-ти лет. Интересен тот факт, что всю сумму, которая была накоплена за счет добровольных отчислений снять не получится. Например, если за счет добровольных пенсионных отчислений на счете вкладчика аккумулируется 5 млн тенге, то вам смогут их выдать лишь частями. При этом удержат индивидуальный подоходный налог в 10%. Максимальная ежегодная сумма, которую вкладчик может снять, не превышает 30-кратного размера минимальной пенсии – это 774 тыс. 720 тенге. Эту сумму можно получить либо один раз в год обналичив ее, либо разделить эту сумму на ежемесячные или ежеквартальные платежи. В итоге, получается, что максимальная сумма, на которую может рассчитывать вкладчик ежемесячно составит 64 560 тенге.
Как считает заместитель начальника управления стратегического и отраслевого анализа ЕАБР Арман Ахунбаев, «предоставление возможности досрочного изъятия пенсионных накоплений будет подрывать устойчивость и жизнеспособность пенсионной системы».
«Когда доминирует компонент накопительной системы, а не солидарной, вкладчикам можно предоставить возможность досрочно снимать свои накопления из ЕНПФ. Но предоставить такую возможность можно лишь в определенном случае, и только в рамках накопительного компонента. Например, во Франции такими особыми случаями являются: смерть вкладчика или смерть супруга вкладчика, развод, инвалидность, потеря работы, создание собственного дела, рождение третьего ребенка, свадьба и т.д. В такой системе пенсионные отчисления являются, по сути, личными сбережениями», - подчеркивает собеседник.
Он уверен, если вкладчику предоставить возможность полностью досрочно снять свои пенсионные накопления, то потенциально это может привести к большим социальным рискам. «Считаю, что возможность досрочного снятия отчислений не должна ограничиваться», - отмечает Арман Ахунбаев.
В ЕНПФ на каждой встрече с журналистами глава пенсионного фонда подчеркивал, что каждый казахстанец должен быть заинтересован в отчислениях в пенсионный фонд. И, как минимум, вкладчик для обеспечения своей старости должен осуществлять хотя бы 10%-ные пенсионные отчисления. Ведь каждый, кто с 1998 года начал отчислять 10% от своей заработной платы, может рассчитывать преимущественно только на свои накопления. Вспомним, при СССР была солидарная пенсионная система, когда на одного пенсионера приходилось 4 работающих. После распада Союза это соотношение снизилось до 1,8. Солидарная система не могла уже существовать в прежнем формате.
По различным оценкам в настоящее время на одного пенсионера приходится 2-2,2 работающих – это немного больше чем в начале 90-х. Однако не исключено, что Казахстан в будущем может постепенно вернуться к солидарной пенсионной системе.
«Правительство по сути уже изменило свой подход и переходит обратно на солидарную систему. Пока это сделано частично, накопительную систему отменили силовикам, с 2016 года их полностью перевели на госсчет. Не очень понятно, что будут делать силовики, которые по разным причинам не отслужат положенный срок. Из госсистемы их «выкинут», а в накопительной они и не были», - подчеркивает экономист Алмас Чукин.