Первая половина года для казахстанских банков была непростой — дефицит тенговой ликвидности, непонятная политика Национального банка, неработающая учетная ставка, высокая долларизация, понижение рейтингов и прочие трудности. Однако большинство этих вызовов сохранится и во втором полугодии. Усложнит ситуацию и рост неработающих кредитов, о котором неоднократно предупреждали рейтинговые агентства. О том, что ожидает банки во втором полугодии этого года, в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital. kz рассказал глава Ассоциации финансистов Казахстана Магжан Ауэзов в кулуарах международного PR-форума.
— Магжан Муратович, в первом полугодии банкам удалось преодолеть ряд проблем, среди них и дефицит тенговой ликвидности, и понижение рейтингов. Безусловно, некоторые из этих вызовов перейдут и в следующее полугодие. Какие из них будут самыми злободневными? Возможно, и наоборот, есть какие-то позитивные факторы на рынке?
— Начну с позитива. Первый — то, что происходит дедолларизация депозитов, потому что без этого процесса все остальное бессмысленно обсуждать. Пока депозиты остаются на уровнях конца прошлого года, все остальное работать не будет. Но сейчас процесс пошел, причем по нарастающей. Каждый месяц по 2−3% составляет этот прирост, а в отдельных банках этот процесс переворота вкладов из долларов в тенге идет быстрее. Это очень позитивный фактор.
Второе. Мы видим, что на фоне того, что более-менее стабилизировались цены на нефть, они выросли и достигли более комфортного уровня. К тому же российский рубль перестал так двигаться, это было в прошлом году. На этом фоне того оттока депозитов, которого опасались, не происходит.
Из того, что ожидать и чего стоит опасаться? Первое, на мой взгляд, то, что на фоне высокой инфляции, замедления роста ВВП по многим отраслям обязательно происходит рост объема неработающих кредитов. Это очень большой вызов на второе полугодие. При этом он будет происходить в разных сегментах рынка — среди юридических и физических лиц. Это первая и серьезная проблема.
Вторая проблема. Уже практически год мы живем в ситуации очень высоких процентных ставок и недофинансирования в целом. Ставки высокие, тенговой ликвидности нет. Это накапливается и ближе к осени будет ощущаться острее, то есть проекты не будут дофинансированы, инвестиции не освоены
Если говорить о более интересных тенденциях этой осени… новые стратегии банков. Сегодня многие банки заявляют о стратегиях, в значительной степени основанных на IT-технологиях. В итоге будет больше продуктов, усилится конкуренция, а уровень тарифов снижается уже сегодня. И с точки потребителя все это выглядит неплохо.
— Каковы ваши ожидания относительно рейтингов банков. Нет ли опасений по дальнейшему их снижению?
— Я думаю, что все еще есть риск того, что рейтинги будут оставаться под давлением. Фундаментальные вызовы, такие как значительное снижение цен на нефть, эффект двойной девальвации, как были, так и остались. С точки зрения рейтингов мы еще не прошли зону риска. Хотя здесь очень многое зависит от коммуникации со стороны регулятора, как будем с этим работать, есть ли планы отдельных институтов, так и правительства.
— Какие банки в большей степени находятся под угрозой снижения рейтингов — крупные или мелкие?
— Мне кажется, вся система. С точки зрения рейтингов — во-первых, это суверен (суверенный рейтинг. — Ред.), во-вторых, вся система. Повторюсь, вызовы никуда не делись, и понадобится время, чтобы их переварить.
— Спасибо вам большое за интервью!