В зарубежных СМИ активно обсуждается тема очередного заговора против доллара. В общих словах он сводится к тому, что, встретившись в Шанхае, мировые политики заключили секретную сделку по ослаблению американской валюты. Поскольку из-за сильного доллара пострадали не просто отдельные компании или частные интересы, а целые страны. Сами же представители стран после встречи G20 отметили, что в целом было достигнуто общее понимание бессмысленности девальвационных войн. Именно после этой встречи курс доллара начал резко снижаться, поэтому некоторые эксперты убеждены, что вся эта ситуация попахивает теорией заговора.
Дорогой доллар не только вредит другим странам, но и самим Штатам. Айвар Байкенов, директор департамента аналитики АО «Асыл Инвест», считает, что это скорее совместная координация политики центральных банков мира. По его словам, все-таки балом на рынке правят спекулянты и с ними бороться в одиночку достаточно сложно, поэтому необходима скоординированная работа, которая позволит сглаживать эти колебания. Именно поэтому «тут, вероятно, стоит говорить о договоренностях в плане координации политики, и если посмотреть объективно, то сильный доллар никому не выгоден – ни американцам, ни другим странам. Поскольку он вызывает девальвационные шоки либо оттоки из развивающихся стран. За последние годы, когда доллар стремительно укреплялся, во многих развивающихся странах разразился кризис», – отметил Айвар Байкенов. Если говорить о США, то огромный приток денег мог привести к развитию пузыря.
Этот вопрос уже поднимал американский инвестор и миллионер Джим Роджерс, когда в интервью Bloomberg спрогнозировал, что экономика США в ближайшие 12 месяцев окажется в рецессии, а американская валюта превратится в «пузырь». Причем он отметил, что на фоне проблем в других странах, включая азиатские и европейские, доллар может стать самым привлекательным среди валют. «Если рынки по всему миру потерпят крах, все будут вкладывать в американский доллар, что может превратить его в «пузырь», – уверен Роджерс.
Нурлан Ашинов, начальник управления аналитики инвесткомпании BCC Invest, придерживается иной точки зрения, считая, что в мире есть некие валютные войны. Он привел в пример действия европейского центробанка, который сейчас стремится усилить кредитование реального сектора экономики, понижая базовые ставки. Это в итоге давит на евро, снижая его курс к доллару. Он также придерживается мнения, что само правительство США было бы заинтересовано в слабом долларе, чтобы иметь конкурентное преимущество в своем производстве и т.д.
Анна Бодрова, старший аналитик «Альпари», напомнила, что этой «теории заговора» уже много лет. «Она то оживает, то вновь покрывается пылью. Доллар не дорожает из-за текущей кредитно-денежной политики своего регулятора и проблем внутри внешне благополучной американкой экономики. Например, в США пока не удается запустить инфляционные процессы, которые бы способствовали более активному восстановлению иных секторов экономики. Доллар был и остается мировой валютой резервирования, и прямых реальных конкурентов на этом пьедестале у него пока нет. Можно долго говорить о рисках, подводных камнях или финале «века доллара», но пока американской валюте ничто не угрожает серьезным образом», – уверена российский эксперт.
Синдром Нацбанка
Оценивая происходящее, курс тенге и влияние на него Нацбанка, Нурлан Ашинов считает, что тенге не дают укрепляться и по отношению, например, к рублю. По его словам, сейчас курс перевалил 5 рублей, а исторически был в районе 4,7 тенге за рубль. «Понятно, что тенге зависит от рубля, но сейчас эффект в сторону рубля нивелируется», – добавил эксперт.
Он также не исключает, что Нацбанк скупает избыток предложения в долларах и заодно пополняет золотовалютные резервы, которые потратил в начале года, поддерживая тенге. Айвар Байкенов считает, что сейчас на курсе тенге сказываются фундаментальные факторы. По его словам, тенге падает существенно, а его укрепление происходит осторожно.
Анна Бодрова подчеркнула, что Нацбанк Казахстана и ранее, до смены своей кредитно-денежной политики, не очень-то информировал о выходе на валютный рынок с интервенциями и не афишировал размеры трат по этому поводу. «Доллар США остается внутри среднесрочного торгового канала с границами 333-347 тенге. Это всего 4% колебаний, что в разрезе низколиквидного рынка совсем немного. Пара «доллар/тенге» активно учитывает в своих котировках изменение настроений на рынке нефти. Геополитические риски сейчас минимальны. Вряд ли ЦБ РК участвует в торгах, это не входит в перечень его фискальных интересов», – заключила старший аналитик «Альпари».