В конце января международное рейтинговое агентство Fitch Ratings снизило рейтинги и прогнозы ряду казахстанских банков. Не исключено, что следующее понижение рейтингов может последовать от S&P. Однако, уверены игроки рынка и эксперты, особых изменений для рынка это не принесет, фининституты по-прежнему стабильно развиваются. Впрочем, и сам глава Нацбанка Данияр Акишев ранее отмечал, что не видит больших проблем, а банки переживут всю эту ситуацию, поскольку «имеют большой опыт работы в таких условиях».
В своем отчете Fitch отмечало, что в основном негативные рейтинговые действия по ККБ, ДБ АО Сбербанк и Цеснабанку отражают усиление давления на качество активов и капитализацию банков, главным образом из-за снижения курса тенге и замедления экономики Казахстана.
Вслед за этим свое видение развития банковского сектора опубликовало агентство Standard&Poor's, где сообщается, что недавнее ослабление казахстанской национальной валюты тенге окажет давление на показатели капитализации казахстанских банков и, как следствие, может привести к негативным рейтинговым действиям, – сообщается в отчете S&P «Как недавняя девальвация тенге повлияла на кредитоспособность казахстанских банков?».
«Это обусловлено тем, что объем валютных активов банков существенно увеличился, а их капитал по-прежнему деноминирован в тенге. Мы полагаем, что слабые показатели прибыльности банков и ограниченная способность и готовность их акционеров предоставлять дополнительный капитал не позволяют компенсировать текущее снижение показателей капитализации», – пояснила кредитный аналитик Standard&Poor's Аннет Эсс. В итоге агентство не может исключить возможность негативных рейтинговых действий в отношении тех казахстанских банков, которые допустили значительное ухудшение показателей капитализации (определяемых на основании прогнозируемого нами коэффициента RAC) вследствие девальвации тенге в 2015 году и/или других экономических факторов, что обусловило пересмотр нашей оценки капитализации и прибыльности этих банков.
Нурлан Ашинов, начальник аналитического управления BCC-Invest, пояснил, что снижение рейтинга связано с ухудшением экономической ситуации в Казахстане, соответственно, увеличиваются страновые риски, банки в целом страдают, плюс снижается платежеспособность населения. «Ухудшение рейтинга в первую очередь сказывается на удорожании фондирования для банков, но для населения никаких рисков не несет», – подчеркнул эксперт.
Источник, близкий к банковскому сектору страны, пояснил, что за прошлый год среди казахстанских банков не было объявлено ни одного дефолта, к тому же многие финансовые институты в случае необходимости смогут получить помощь от своих материнских компаний, акционеров, а самые крупные – от государства. К тому же, если проанализировать отчеты развития банков за прошедший год, принципиальных изменений не произошло.
Последние годы и сами рейтинговые агентства оказывались в центре ряда крупных скандалов. «После кризиса 2007-2008 годов мы наблюдаем значительное ужесточение критериев и подходов к оценкам рисков со стороны рейтинговых агентств», – рассказал нам источник. По его словам, это связано с последствиями мирового кризиса, вызванного пузырем на американском рынке ипотечных бумаг. Хотя ранее рейтинговые агентства достаточно либерально относились к оценке рисков и многие бумаги по факту оказались слабообеспеченными.
С другой стороны, «рейтинговые агентства можно понять, потому что их действия обусловлены страхом новых репутационных рисков, поскольку если их рейтинги перестанут быть инструментом для инвесторов, то упадет спрос на их услуги. Агентства вынуждены искать золотую середину», подчеркнул собеседник. Тем более рейтинговые агентства не только понесли репутационные, но и финансовые риски. Напомним, что власти Штатов возложили ответственность за разразившийся кризис на рейтинговые агентства, потребовав от них компенсации. Standard & Poor's обязали выплатить $1,5 млрд за намеренное завышение рейтингов ипотечных бумаг перед кризисом 2008 года. Этот штраф стал самым крупным за всю историю рейтинговых агентств. Собственно угрозы в адрес тройки рейтинговых агентств звучали и из Европейского управления по ценным бумагам и рынкам (ESMA).
Позже и вовсе начались обвинения в политической ангажированности рейтинговых агентств, особенно когда Standard & Poor's понизило рейтинг России до «мусорного» рейтинга. Ранее Минюст США подал против S&P судебный иск, заявив, что ошибочное решение о снижении рейтинга нанесло ущерб в $5 млрд. Рейтинговое агентство S&P сообщило, что считает претензии правительства США попыткой отомстить за снижение агентством суверенного рейтинга Штатов с максимального уровня «ААА» в 2011 году. Агентство заявило, что при выпуске своего заявления о снижении рейтинга и обосновании этого решения оно руководствовалось первой поправкой Конституции США, гарантирующей, помимо прочего, свободу слова.