Противостояние Ассоциации туристских агентств Казахстана (АТАК) и страховщиков страны продолжается. АТАК обвиняет страховые компании в том, что они не хотят страховать участников туристского рынка, а страховщики считают, что правила игры на этом рынке должны улучшаться для всех игроков. К тому же дефолты последних лет возникают вследствие мошенничества, которое должно контролироваться правоохранительными органами.
Президент Ассоциации туристских агентств Казахстана Асель Нуркебаева отметила, что казахстанские страховые компании отказываются страховать участников туристического рынка. По ее словам, свое нежелание выдавать страховку ГПО туркомпаниям страховщики объясняют убытками, которые они понесли в связи с банкротствами «Гульнар тур», Trevel System и QUALITUM TOURISM. На сегодняшний день, по информации Асель Нуркебаевой, порядка 60% рынка уже страдают от отсутствия возможности получить страховой полис.
«Страховые компании уже на протяжении 6 месяцев не подписывают контракты с туркомпаниями на страхование ГПО. Изначально они объяснили это тем, что понесли большой ущерб от банкротств турфирм за последние 3-4 года. Но при этом никаких других страховых случаев не было и все 100% рынка никогда к ним не обращались, только в последние годы. Они быстро это подсчитали, и получилось, что мы теперь видим какой-то негласный заговор со стороны всех страховых компаний и их решение не страховать туристские компании. Они апеллируют тем, что для них это необязательный вид страхования, а для нас-то по закону он обязательный. И когда возникает вот такая коллизия закона, мы не знаем, что делать. Здесь должно вмешаться правительство – или обязать также сделать для них обязанностью страховать нас, или снять эту обязанность с нас, освободить нас. Этот вопрос уже на протяжении полугода никто решить не может», – рассказала Асель Нуркебаева.
Между тем вчера страховщики сделали ответное заявление: в связи с тем, что выездной туризм затрагивает широкие массы потребителей, они посчитали важным прокомментировать текущее состояние законодательных норм обязательного страхования ТО и ТА, поскольку с началом очередного туристического сезона интересы выезжающих туристов по-прежнему остаются слабозащищенными.
Как пояснила Марина Шиповалова, управляющий директор Фонда гарантирования страховых выплат, данные обвинения беспочвенные.
«Все помнят, как после дефолта Travel System поднялась очередная волна дефолтов туристических агентств. Это не могло не сказаться на страховом рынке, где страховщики вынуждены были выплачивать ущерб. Основное обвинение – страховщики перестали страховать, а поскольку законодательство по-прежнему предусматривает обязанность туроператора или турагента иметь страховой полис, получается, что страховщики якобы тормозят их работу. Но это не так», – пояснила Марина Шиповалова.
Только за последние 11 месяцев прошлого года сумма выплат по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности туроператоров и турагентов страховых компаний составила 322 млн тенге, а премии составили 78 млн тенге. Тогда как в 2011-2012 годах ситуация была обратной – премии превышали выплаты.
По словам Павла Завалко, генерального директора Ассоциации страховщиков Казахстана, этот вид страхования убыточен. К тому же до сих пор неправильно распределена ответственность между туроператорами и турагентами. Последние, по словам гендиректора АСК, страхуются по минимальным тарифам, то есть «для галочки», а выплаты при этом близки к максимальной ответственности. Соответственно, компании начали уходить с этого рынка, но закон и ситуация не позволяют им уйти полностью, поскольку необходимо передать этот портфель другим участникам. Павел Завалко уверен, что на сегодняшний день имеется законодательный тупик, когда страховщики не могут отказаться от этого вида страхования, потому что некому отдать свой портфель, соответственно, они ищут любой повод отказать туроператору или турагенту, которые зачастую не готовы полностью раскрывать информацию по своему бизнесу.
«Процесс сдачи лицензий не однодневный, в соответствии с требованиями законодательства страховщик по обязательному классу может сдать лицензию только тогда, когда у него нет ни одного действующего договора страхования. Это значит, что страховщик некоторое время не должен страховать либо должен передать свой портфель. В текущей ситуации этот портфель никто не возьмет, отсюда идет и нежелание страховщиков заключать договоры и связывать себя еще большими обязательствами. Я вам скажу, что очень многие компании находятся сейчас в этом процессе», – пояснила Марина Шиповалова. Однако, по словам Павла Завалко, заявления на возврат лицензий написала большая часть игроков страхового рынка. К тому же, по его мнению, все дефолты в туротрасли связаны с мошенничеством, что должно быть в компетенции правоохранительных органов.
В итоге, по словам Марины Шиповаловой, туристы, которые в этом году примут решение выезжать за рубеж, не защищены. «Страхование не покрывает те риски, которым они подвержены, качество участников туристической отрасли не контролируется. Необходимо формировать рыночные условия. Однако на сегодняшней день правила на рынке устанавливаются министерством», – заключила управляющий директор ФГСВ. При этом ответ в соответствующем министерстве на инициативы, предложенные АСК и ФГСВ, пока не получен.