Может ли Казахстан столкнуться с необходимостью остановить валютную лихорадку через ужесточение либо ограничение операций с иностранной валютой? Учитывая, что наши соседи уже опробовали некоторые меры по ограничению купли-продажи валюты. К примеру, в России внедрили ужесточение мер по продаже валюты, а Китай предупредил банки об ограничении продажи иностранной валюты.
«Наши коллеги из России четко обозначили, что не обязательно вводить ограничение по операциям с иностранной валютой, иногда достаточно усложнить процедуру покупки-продажи инвалюты. Я думаю, что в плане дедолларизации это вполне логичный шаг, который рано или поздно стоит ожидать от Национального банка», – отметил экономист Денис Кривошеев. При этом наиболее вероятный вариант – именно создание более сложных механизмов обменных операций. По его мнению, это будет носить скорее психологический характер, поскольку доллар – это не просто средство платежа, как многие думают, это средство арбитража. «Мы можем с помощью доллара примерно посчитать, сколько в каждой стране зарабатывают, сколько тратят, иначе говоря, это некое универсальное средство сравнения», – объясняет Денис Кривошеев. Он также уверен: все, что связано с дедолларизацией, – это психологическая, а не экономическая потребность.
Айвар Байкенов, директор департамента аналитики АО «Асыл Инвест», также не исключает введения мер усложнения работы с иностранной валютой в Казахстане. «Если посмотреть на опыт России и Китая, которые в последнее время пришли к тому, чтобы ограничивать или усложнять доступ к обменным операциям, то не исключено, что такое решение может быть принято в Казахстане», – уверен эксперт. Эту возможность подтверждает и то, что в Казахстане настолько критичная ситуация – почти полная долларизация экономики, низкое доверие к национальной валюте. Поэтому, по его словам, опыт России в части усложнения процедур покупки валюты может быть применим и в Казахстане. Однако, предупредил он, подобные меры могут привести к развитию в стране черного рынка по обмену валюты – необходимо не допустить, чтобы из контролируемого рынка он превратился в бесконтрольный.
В то же время такие ограничения или усложнения не скажутся положительно на курсе, считает эксперт, поскольку это будет служить дополнительным раздражителем для народа и бизнеса.
Айдархан Кусаинов, директор консалтинговой компании Almagest, со своей стороны считает, что необходимости введения ограничений по обменным операциям в Казахстане нет. Во-первых, долларизация экономики и так достигла высокого уровня, и второе – уже введен в стране свободно плавающий курс. В связи с этим подобные меры было бы уместнее внедрять в прошлом году, чтобы не расходовать средства из Нацфонда на поддержание национальной валюты.
«Великой глупостью было удерживать фиксированный курс тенге в прошлом году, делать валютные интервенции и при этом говорить про дедолларизацию. Те меры, которые проводит сегодня Нацбанк, а именно не вмешивается в валютный рынок и ограничивает тенговую ликвидность, как раз и должны способствовать дедолларизации. Доллар на сегодняшний день дорогой и смысла покупать его нет, а ограничение ликвидности позволяет стимулировать компании конвертировать свои вклады в национальную валюту», – подчеркнул Айдархан Кусаинов. При этом экономист уверен, что уже в ближайшие несколько месяцев начнется процесс дедолларизации. «Если бы политика, которую сегодня проводит Национальный банк, была запущена в августе, то уже в ноябре бы все начали переворачивать свои вклады в тенге. Но так как в течение нескольких месяцев поддерживали фиксированный курс тенге, время было упущено и пришлось на декабрь – конец деловой активности. Таким образом, ожидать начало дедолларизации можно в феврале-марте», – считает он.
С этим согласен и Денис Кривошеев, отмечая, что плавающий курс могут себе позволить более сильные экономики с огромными резервами. Казахстану же необходимо было провести так называемую опережающую девальвацию и «обрушить» тенге, это бы снизило девальвационные ожидания. «Сейчас мы как раз приближаемся ко дну – 380-420 тенге, как я прогнозировал», – подчеркнул Денис Кривошеев.
Напомним, что механизм валютного регулирования в Казахстане прописан в Законе РК «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно этому документу, в стране может вводиться специальный валютный режим (он представляет собой особый режим проведения валютных операций, предусматривающий комплекс мер валютного регулирования, направленный на создание условий для устранения угроз экономической безопасности страны и стабильности ее финансовой системы и допускающий введение отдельных валютных ограничений на проведение резидентами и нерезидентами операций, связанных с использованием валютных ценностей) лишь в случае угрозы экономической безопасности страны и стабильности ее финансовой системы, если ситуация не может быть решена другими мерами экономической политики.