Основная финансовая новость лета, которая привлекла большое внимание казахстанцев – это объявленное главой Нацбанка расширение коридора колебания курса тенге к доллару. Сторонники девальвации явно разочарованы, ведь шокового изменения курса национальной валюты не будет, и теперь основная часть казахстанцев гадает, как изменится их жизнь в эпоху плавного изменения курса тенге.
Вот что говорят по этому поводу эксперты, например, Олжас Худайбергенов на своей страничке в Фейсбуке 15 июля написал: «Сегодня Нацбанк расширил валютный коридор со 170-188 тенге за $1 до 170-198 тенге за $1. Также было заявлено, что будет продолжена «...политика более гибкого и плавного курсообразования, которую Национальный Банк осуществлял в первом полугодии 2015 года».
По мнению Олжаса Худайбергенова, «это означает, что сценарий резкой девальвации не рассматривается в принципе, так как плавное ослабление тенге снижает остроту вопроса».
Как прогнозирует он же, «заявленный сценарий предполагает постепенное ослабление тенге на 0,5-1 тенге в месяц по отношению к доллару США. Это позволяет растянуть рабочее время коридора до середины или даже до конца следующего года, при условии сохранения внешних условий на текущих значениях».
Аналитики связывают наблюдающееся постепенное ослабление курса тенге не с ростом непосредственно индекса доллара, а с усиливающимся давлением на рубль и волатильными ценами на нефть. Сколько еще продержится этот тренд, сказать трудно. Нацбанк решением о расширении валютного коридора, безусловно, закладывает риски сохранения существующих тенденций. В то же время, в прошедшие полгода денежно-кредитная политика Нацбанка характеризовалась поддержкой ценовой стабильности, поэтапным переходом на режим инфляционного таргетирования с гибким обменным курсом.
Инфляционное таргетирование началось с февральской корректировки курса, для того, чтобы избавиться от существовавшего дисбаланса между номинальным и реальным эффективным обменным курсом, последующее расширение коридора, а также предоставление долгосрочной ликвидности банкам с посредством своп-операций.
Конечно, на глобальном финансовом рынке стабильными в последнее время являются лишь кризисы и обрушения рынков целых стран. По этой причине, для того, чтобы сохранять стабильность на фоне внешних шоков Национальный банк использовал ряд инструментов. Прежде всего, это предоставление краткосрочной ликвидности и регулирование ставки на межбанковском рынке. Затем, были продолжены интервенции на валютном рынке, поддержание стабильного обменного курса и снижение уровня инфляции.
Что же можно резюмировать по итогам первого полугодия 2015:
• 28.8 млрд долларов США резервов Нацбанка (общий объем международных резервов Казахстана составляет 98.7 млрд долларов США)
• уровень инфляции 1.4% за шесть месяцев или 3.9% к первому полугодию 2014 года оказались лучше целевых показателей в 5-8%
• снижение размера средневзвешенной ставки на межбанковском рынке до 2-4% годовых — ниже уровня инфляции.
• обменный курс доллара в 187 тенге за доллар США, всего на 2.5% выше, чем на начало года.
• уровень неработающих кредитов банковского сектора — ниже 15% от общего портфеля
• доля депозитов в национальной валюте увеличилась с 44% до 47.8%.
• реальный эффективный обменный курс на конец мая после сильного укрепления в начале года выправился на уровень декабря 2014 года, реальный эффективный курс по отношению к российскому рублю за пять месяцев этого года снизился на 17.1% к декабрю 2014 года
Как сообщают в Нацбанке, на валютном рынке не ожидается больших изменений. Будет продолжена текущая политика постепенного ослабления — с небольшими колебаниями — тенге по отношению к доллару США. Темп изменения курса будет таким же, какой наблюдался в течение предыдущих 6 месяцев.
Таким образом, реальный эффективный обменный курс по отношению к доллару США и другим стабильным валютам будет сохраняться прежним, рынок валюты избежит возникновения «девальвационного навеса», становившимся причиной девальваций 2009 и 2014 годов. Любое удорожание или обесценение тенге будет постепенным.
И как рекомендовал Международный валютный фонд, в рамках перехода к инфляционному таргетированию был расширен курсовой коридор. Это второе расширением коридора после снижения нижней границы в 2014 году. Новый коридор будет достаточно широким с тем, чтобы курс находился ближе к срединным значениям коридора, в отличие от текущей ситуации. Это даст достаточное пространство для колебаний на следующие 12-18 месяцев — до введения новых инструментов на денежном рынке. Коридор будет определен как 185 + 13 –15 тенге.
Что же будет значить новая курсовая политика для потребителей и вкладчиков?
В начале 2015 года потребители ощутили заметное повышение покупательной способности за счет сложившегося арбитража между казахстанскими и российскими товарами и, как следствие, цены на внутреннем рынке росли очень умеренно. Этот арбитраж логично исчезнет, но, благодаря усилиям государства, потребители будут защищены от негативных воздействий и колебаний.
Тенге будет также оставаться более выгодной валютой для индивидуальных и корпоративных вкладчиков. При обесценении тенге в 5-6% процентов в год, прибыль депозита в тенге составит не менее 7.5% по сравнению с депозитом в долларах США, именно столько сейчас составляет разница ставок по депозитам в этих валютах. Таким образом, вкладчики могут получить до 1.5-2.5% чистой выгоды от хранения сбережений в тенге.
Что касается казахстанских производителей, то экономика не претерпит значительных шоков. Открытый механизм курсовой политики позволит снизить риски и улучшить планирование. Поддержание достаточно низкого уровня инфляции и умеренное ослабление тенге будет означать снижение существующего дисбаланса между курсом тенге и российского рубля, а ведь это валюта одного из ключевых торговых партнеров Казахстана. После значительного спада в декабре-январе, с февраля по май этого года тенге просел на 26% по отношению к рублю.
Сегодняшний уровень уже сравним с ноябрем 2014 года, когда Россия перешла к плавающему обменному курсу. Сокращение дисбаланса произошло благодаря низкой инфляции в Казахстане и высокой инфляции в России, укреплению рубля и умеренному обесценению тенге. Все эти тенденции и факторы, за исключением возможно укрепления рубля, сохранятся до конца 2015 года, поэтому планируется, что курс тенге к рублю к 2016 году будет сбалансированным.
Не менее важен момент, когда Казахстан совершенствует свою курсовую и монетарную политику. Совсем недавно закончились переговоры о вступлении Казахстана во Всемирную торговую организацию. А это означает открытие местных рынков и более конкурентную среду. Логично, что следующим этапом станет переход на режим инфляционного таргетирования. Этот этап включает в себя ряд мер, так, в банковском секторе будет продолжена программа чистки балансов, к концу текущего года ожидается снижение уровня неработающих кредитов до 10% от общего портфеля. Это позволит банкам увеличить масштабы кредитования экономики. Большая часть неработающих кредитов приходилась на Казком и БТА, но проблема с этими банками уже решена. Новый единый банк под профессиональным руководством уже не будет иметь прежних проблем.
Что касается внешних факторов, то при значительном снижении цен на нефть, например, до 30-40 долларов за баррель, отклонение от дифференциала инфляции будет высоким, другими словами, инфляция всегда будет под контролем. При высоких ценах на нефть можно будет наблюдать укрепление тенге.
И как отметил инвестиционный консультант FIBO Group Евгений Слесарев «… тренд текущего года таков – в декабре мы видели 181 тенге за доллар, а к текущему моменту уже было 186. Явное отслеживание инфляции, она у нас в диапазоне семь-шесть процентов. Сейчас мы подошли к верхней границе коридора, и появилась необходимость расширять его. Хотя несколько месяцев ничего не менялось, была устойчивая цена 186 тенге за доллар. Это не значит, что цена будет идти вверх. Будут моменты, как, например, выплаты экспортерам, репатриация нацвалюты, тенге будет дорожать, в перспективе мы можем опять увидеть 183 тенге за доллар».
И, как резюмировал эксперт, «в целом, это будет постоянным процессом, если экономика не начнет резко расти. То есть если Казахстан, допустим, откроет нефтегазовое месторождение, и успешно его запустит».
Но не только на Кашаган возлагаются надежды. Активизировался процесс привлечения международных длинных денег. С 24 июня Казахстан проводил встречи с инвесторами в инструменты с фиксированной доходностью в Лондоне и США. Сделка не состоялась сразу из-за греческого кризиса, повлиявшего на ситуацию на рынках. Сегодня стало известно, что Казахстан, наконец, разместил еврооблигации на $4 млрд, два транша суверенных еврооблигаций: 10-летние бумаги на $2,5 млрд с доходностью 285 базисных пунктов (б.п.) к казначейским облигациям США и 30-летние бумаги на $1,5 млрд с доходностью 335 б.п. Как сообщил министр финансов РК Бахыт Султанов, привлеченные средства будут направлены на финансирование дефицита бюджета. Успешность размещения является наглядным свидетельством доверия зарубежных к казахстанской экономике.
За всю историю независимости Казахстан разместил пять выпусков еврооблигаций: в декабре 1996 года 3-летние бумаги объемом $200 млн со ставкой купона 9,25% годовых, в сентябре 1997 года – 5-летние на $350 млн под 8,38%, в сентябре 1999 года – 5-летние на $275 млн под 13,63%, в апреле 2000 года – 7-летние на $350 млн под 11,125%.