Готовность казахстанских банков к кризисным ситуациям компания Action Global Communications Kazakhstan изучала в октябре 2013 года. Следует отметить, что не рассматривались филиалы и представительства иностранных банков, поскольку в большинстве случаях они следуют кризисной коммуникационной политике, принятой в своих головных офисах. Об этом деловому порталу Kapital.kz сообщили авторы исследования.
Из 38 банков второго уровня, исследованием были охвачены 22: Казкоммерцбанк, Халык Банк, БТА Банк, Банк ЦентрКредит, АТФ Банк, Kaspi bank, Нурбанк, Темiрбанк, Жилстройсбербанк Казахстана, Qazaq Banki, ЦеснаБанк, Эксимбанк Казахстана, Альянс Банк, Казинвестбанк, Delta Bank, Банк Астана-Финанс, Asia Credit Bank, Bank Kassa Nova, Банк RBK, Заман Банк, Forte Bank и Евразийский банк.
Выяснилось, что из 22 банков кризисный коммуникационный план разработали 13: Казкоммерцбанк, Халык Банк, БТА Банк, Банк ЦентрКредит (есть определенные процедуры), АТФ Банк, Kaspi bank, Нурбанк, Темирбанк, Жилстройсбербанк Казахстана, Qazaq Banki, Цесна Банк, Эксимбанк Казахстана и Евразийский банк.
На вопрос о наличии кризисного коммуникационного плана ответы не предоставили следующие банки: Альянс Банк, Казинвестбанк, Delta Bank, Банк Астана-Финанс, Asia Credit Bank, Bank Kassa Nova, Банк RBK, Заман Банк, Forte Bank.
Кризисный коммуникационный план разрабатывается для подготовки к кризисным ситуациям и эффективного реагирования на них. Для этого организации проводят исследования, изучают опыт других, определяют основные возможные угрозы, отрабатывают сценарии развития кризисных ситуаций и варианты их решения, формируют кризисную коммуникационную команду. Кроме того, банки заранее готовят заявления и шаблоны пресс-релизов.
Авторы исследования отметили, что ликвидация кризисных ситуаций по заранее разработанному плану обходится компаниям дешевле, чем решение проблем по мере их возникновения.
Между тем, банкам необходимо регулярно обновлять свои кризисные коммуникационные планы. В Казкоммерцбанке план обновлялся в июне 2013 года, в АТФ Банке – в мае 2013 года, в Kaspi bank – в 2013 году (месяц не уточняется), в Нурбанке – в 2012 году, в Темiрбанке – в апреле 2013 года. В Евразийском банке его планируют обновить до конца текущего года.
Банк Центркредит оставил этот вопрос без ответа. Остальные банки, имеющие в своём арсенале кризисный коммуникационный план, – Халык банк, БТА Банк, Жилстройсбербанк Казахстана, Qazaq Banki, Цесна Банк и Эксимбанк Казахстана информацией не поделились, сославшись на её конфиденциальность.
Кроме того, в рамках исследования, банкам предложили назвать наиболее острые угрозы. На этот вопрос ответили только Казкоммерцбанк, Банк ЦентрКредит, АТФ Банк, Евразийский банк и Нурбанк. Остальные финансовые институты отказались отвечать, сославшись на конфиденциальность этой информации.
Для Казкоммерцбанка основными угрозами являются: ухудшение ситуации на валютном рынке и техногенные катастрофы.
В Банке ЦентрКредит основными угрозами считаются угрозы, исходящие из внешней среды.
АТФ Банк рассматривает потенциальную возможность широкого спектра кризисных ситуаций – от рисков внутреннего характера и обстановки на внутреннем рынке, до глобальных рисков извне. В банке отметили сложность выделения основных типов кризиса, учитывая тот факт, что кризисная ситуация может включать сразу несколько проблемных зон. Кроме того, в АТФ банке считают, что опасную ситуацию могут создать не только изменения в худшую сторону, но и крайне позитивные тренды в развитии финансового учреждения. На данном этапе АТФ Банк придает большое значение обеспечению информационной безопасности, повышению уровня сервиса, расширению бизнес - направлений и коммуникаций с общественностью.
В Евразийском банке основными кризисными ситуациями считают: информационные атаки, политические и общественные потрясения и валютные риски.
Топ-угрозами для Нурбанка являются: денежно-кредитная нестабильность (резкая инфляция, девальвация и т.д), мировой финансовый кризис, чрезвычайные ситуации и операционные риски.