При введении налогов на роскошь некоторые казахстанцы могут начать избавляться от предметов роскоши, и это повлияет на их цену. Об этом в эксклюзивном интервью корреспонденту делового портала Kapital.kz заявил директор НИИ финансового и налогового права Евгений Порохов.
«Скорее всего, люди будут продавать объекты, которые будут облагаться налогом на роскошь. Соответственно, будет снижаться их рыночная стоимость, потому что содержание элитной недвижимости и особняков может оказаться обременительным. Непосредственно налог на роскошь также может стать ощутимой нагрузкой для бюджета налогоплательщика. Также подешеветь могут автомобили, имеющие объем двигателя более трех тыс. куб. см», - пояснил Порохов.
При этом собеседник считает, что облагать налогом на роскошь необходимо те предметы, которые традиционно считаются излишеством. «То, что сейчас предлагается считать предметами роскоши, роскошью на самом деле не является. Облагаться налогом на роскошь могут дорогостоящие ювелирные изделия, раритетные автомобили стоимостью свыше 600 тыс. долларов. Также роскошью может считаться элитная недвижимость, которая соответствует определенным критериям», - подчеркнул Порохов.
Так, предполагалось, что налогом на роскошь будет облагаться недвижимость, в которой на одного проживающего в ней человека приходится более 150 квадратных метра.
«Не всегда площадь недвижимости свидетельствует о высоком достатке ее собственника. Правильнее было бы привязывать налог на роскошь к стоимости недвижимости и к ее назначению. Например, предприниматель работающий в Акмолинской области или в пригороде Алматы может иметь подсобными помещениями с ощутимой площадью. Но это нежилое помещение, и оно скорее не имеет дорогую отделку. К тому же, например, склады не могут стоить столько, сколько может стоить квартира с отделкой. Разрыв в цене в данном случае будет значителен. А элитные дворцы могут быть небольшими по площади, но их стоимость может превышать несколько сотен миллионов долларов. И эти объекты, из-за площади, могут в итоге не облагаться налогом на роскошь», - подчеркнул Порохов.
В то же время собеседник подчеркнул, что в настоящее время некоторые казахстанцы скрывают реальную стоимость своей недвижимости.
«Помимо площади недвижимости, должно отслеживаться и ее целевое назначение. Например, жилая недвижимость либо коммерческая. Тогда налогоплательщики начнут более ответственно подходить к оформлению своей недвижимости. Например, данные инвентаризации показывают, что недвижимости с площадью 200 квадратных метров достаточно мало. В тоже время, де-факто существуют особняки площадью более 1 тыс. квадратных метров», - отметил эксперт.
Если все-таки в Казахстане одобрят то, что налог на роскошь должен быть привязан к стоимости недвижимости, то кто будет производить оценку? Но как проинформировал Порохов, оценивать недвижимость физических лиц имеет право только государственная организация. Так, другие независимые частные оценщики не имеют право производить оценку.
При этом, как уточнил Порохов, платить за оценку будет государство. «Если же компания, которая будет уплачивать налог на роскошь, будет не согласна с оценкой государственной организации, она может обратиться к частной компании. Позже оценку частных компаний можно представить в Налоговые органы», - резюмировал Порохов.
Отметим, что ранее депутаты мажилиса согласились с тем, что налоги на недвижимость и автомобили должны быть повышены. Так, мажилис парламента РК на пленарном заседании одобрил в первом чтении проект закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения». Предлагается поэтапно повысить ставку акциза на крепкую алкогольную продукцию с 2014 по 2016 год с 500 тенге за литр безводного спирта до 1 тыс. 600 тенге.
Ставка акциза на табачные изделия с 2014 по 2016 год будет повышена с 1 тыс. 550 до 5 тыс. тенге за 1 тыс. штук, или ежегодно на 30%.
Также проектом закона предусматривается повышение налога на автомобили с двигателем свыше 3 тыс. куб. см. В частности, ставки для автомобилей с объемом свыше 3 до 3,2 литров составят 35 месячных расчетных показателей (МРП), с объемом двигателя от 3,2 до 3,5 литров – 46 МРП (79 тыс. 626 тенге), от 3,5 до 4 литров – до 66 МРП (114 тыс. 246 тенге)
Кроме того, депутаты внесли предложения повысить налоги на автомобили с двигателем свыше 4 литров: от 4 до 5 литров – до 130 МРП (225 тыс. 030 тенге), свыше 5 литров – до 200 МРП (346 тыс. 200 тенге). Новые ставки налогов будут применяться к автомобилям, которые были произведены с 1 января 2014 года.
Также поправки отменят льготы по налогу на автомобили с двигателем свыше 4 литров для ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц.
Законопроектом предлагается повысить вдвое базовую ставку при оценке недвижимости с целью налогообложения: с 30 тыс. до 60 тыс. тенге за 1 кв. м в Астане и Алматы и с 18 тыс. до 36 тыс. тенге за 1 кв. м в областных центрах.
Поправки предусматривают повышение ставок налога на недвижимость вдвое до 2% от оценки жилья стоимостью 150 млн. тенге и выше. Ранее данная ставка составляла от 0,05% для жилья оценочной стоимостью до 1 млн. тенге до 1% - для жилья стоимостью свыше 120 млн. тенге.
Кроме того, для повышения эффективности использования земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, неиспользуемых по целевому назначению, предусмотрено повышение ставок налога на землю в 10 раз.