Новый Закон о банках адаптирует регулирование к финтеху и современным рискам
Об этом сказал генеральный директор AERC Жаныбек Айгазин
Принятый в Казахстане новый Закон «О банках и банковской деятельности» является своевременным и необходимым шагом с учетом глубоких изменений, произошедших в мировой экономике и финансовой системе за последние десятилетия. Об этом, комментируя ключевые новации документа, заявил генеральный директор AERC Жаныбек Айгазин.
По его словам, прежний закон о банках действовал почти 30 лет, в то время как за этот период существенно трансформировались финансовые рынки, ускорились технологические процессы, появились новые продукты, бизнес-модели и формы движения капитала.
«Закон – это формальные правила игры. Регулирование должно адаптироваться к текущей реальности, но при этом сохранять баланс интересов государства, населения и самого финансового сектора», – отметил эксперт.
Особое внимание в новом законе, по мнению Жаныбека Айгазина, уделено снижению высокой концентрации банковского рынка. В настоящее время, по различным оценкам, три крупнейших банка аккумулируют 60% ссудного портфеля всей банковской системы, что свидетельствует о высокой экономической концентрации.
«Введение двух видов банковских лицензий, универсальной и базовой, является сигналом о стремлении регулятора в лице АРРФР повысить конкуренцию и создать условия для появления новых банковских институтов», – подчеркнул он.
Еще одной значимой новацией нового Закона о банках экономист назвал возможность предоставления исламских финансовых услуг в рамках одного банка без необходимости создания отдельного юридического лица. Речь идет о так называемых «исламских окнах», когда банк может оказывать услуги в соответствии с нормами шариата, без начисления рибы – процентного дохода, запрещенного в исламе. Ранее это было возможно только через специализированные исламские банки.
Комментируя механизмы работы с финансово неустойчивыми банками, Жаныбек Айгазин отметил, что новый закон впервые системно закрепил порядок их санации и внешнего финансирования.
«В мировой и казахстанской практике уже были случаи, когда государству приходилось спасать крупные банки во избежание цепной реакции в экономике. Теперь в законе четко определено, что в первую очередь ответственность несут акционеры, и лишь при исчерпании их возможностей может рассматриваться внешняя поддержка», – сказал он.
В целом экономист положительно оценил работу, проведенную Агентством по регулированию и развитию финансового рынка при подготовке закона. «Менять законодательство в любом случае было необходимо. Рост финтеха, появление альтернативы фиатным деньгам, новые неконтролируемые каналы движения капитала, а также риски нелегальных финансовых потоков требуют более современного и гибкого регулирования», – отметил Жаныбек Айгазин.
По его мнению, обновленный закон также направлен на укрепление устойчивости финансовой системы в условиях глобальной неопределенности и внешних шоков.
«Устойчивость финансовой системы – основа макроэкономической стабильности. Без нее невозможно проводить сбалансированную экономическую политику. При этом ключевым принципом должно оставаться соблюдение разумного баланса интересов государства, клиентов и финансового сектора», – резюмировал Жаныбек Айгазин.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
