Как будет работать единая служба финансового омбудсмана
Предусмотрена трехуровневая система рассмотрения обращений граждан
Проект нового закона «О банках и
банковской деятельности» предусмотривает создание в Казахстане единой службы
финансового омбудсмана, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу Агентства по регулированию и развитию финансового рынка.
«Потребитель финансовых услуг будет вправе обратиться в единую службу финансового омбудсмана в случае несогласия с полученным ответом либо в случае его отсутствия в установленный срок. Единая служба финансового омбудсмана станет ключевым институтом досудебного урегулирования споров на финансовом рынке и объединит действующие в настоящее время отдельные механизмы банковского, страхового и микрофинансового омбудсманов. Финансовый омбудсман будет рассматривать споры между потребителями и финансовыми организациями и выносить решения, обязательные для исполнения. В случае неурегулирования спора за потребителем сохраняется право на обращение в суд», - пояснили в АРРФР.
Досудебный порядок урегулирования споров будут применять в следующих случаях:
при наличии имущественных требований потребителей к банкам, филиалам банков-нерезидентов РК, организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, микрофинансовым организациям, лицам, которым уступлены права требования по договорам банковского займа или микрокредита, страховым (перестраховочным) организациям, филиалам страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов РК, а также к брокерским организациям на рынке ценных бумаг, возникающих из договоров предоставления финансовых продуктов;
при отказе банка, МФО или коллекторского агентства в изменении условий договора банковского займа или микрокредита либо при недостижении взаимоприемлемого решения по заявлению потребителя – физического лица;
при возникновении споров между страхователями (застрахованными, выгодоприобретателями) и страховыми организациями по договорам страхования, а также споров между страховыми организациями по вопросам обязательного и добровольного страхования.
Для досудебного урегулирования потребителями финансовых услуг считаются физические лица и малые предприятия. В страховом секторе предусматривается рассмотрение также споров между страховыми организациями.
Совет службы финансового омбудсмана будет наделен правом назначения необходимого количества финансовых омбудсманов по отдельным направлениям финансовых услуг по согласованию с АРРФР.
Агентство установит требования к работе финансовых омбудсманов, системе корпоративного управления службы, а также будет осуществлять надзор за соблюдением финансовыми организациями и службой финансового омбудсмана установленных требований с применением мер надзорного реагирования.
«Введение досудебного порядка урегулирования споров позволит снизить нагрузку на судебную систему и повысить эффективность надзорной деятельности, сосредоточив ресурсы агентства на регулировании и развитии финансового рынка. Предлагаемый механизм соответствует передовой международной практике и основан на трехуровневой системе рассмотрения обращений потребителей: первичное обращение в финансовую организацию, вторичное – к финансовому омбудсману, и, при необходимости, последующее обращение – в агентство», - пояснили в АРРФР.
Напомним, в конце ноября
2025 года мажилис на пленарном заседании принял закон о банках и сопутствующие к нему поправки.
Одна из инициатив направлена на более эффективную защиту прав потребителей финансовых услуг — для этого планируется создать единый офис финансового омбудсмана.
Читайте также
Это позволит обеспечить независимость рассмотрения обращений граждан
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
