Freedom Broker

Реклама

  1. Главная
  2. Финансы
  3. Зачем венчурные инвесторы из РК открывают фонды в США и Европе

Зачем венчурные инвесторы из РК открывают фонды в США и Европе

Казахстанские фонды за рубежом: что из этого выходит

Автор:
Kapital.kz
Kapital.kz

Казахстанские венчурные фонды все чаще заявляют о себе за пределами страны: от Лондона до Кремниевой долины. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz представители четырех фондов рассказали о том, зачем они идут в другие юрисдикции, какие вызовы встречают на этом пути и как строят глобальные стратегии. Спикеры также поделились мнением о том, что важно учитывать инвесторам из Казахстана, которые собираются выходить на глобальный рынок.

Казахстанский капитал уходит на экспорт

Согласно исследованию RISE Research, венчурный рынок Казахстана продолжает развиваться: в 2024 году объем венчурных инвестиций достиг 71 млн долларов. Растет не только число стартапов, но и количество активных инвесторов (рост в три раза с 2020 года). Всего в стране действует не менее 12 венчурных фондов с совокупным капиталом в 157 млн долларов.

В то же время стартапы и инвесторы активно масштабируются за пределы страны. Подобная тенденция наблюдается не только в Казахстане, но и во всем регионе. Более 200 стартапов, основанных предпринимателями из Центральной Азии, уже работают за рубежом: в США, Великобритании, Саудовской Аравии и других странах.

Следом за ними движутся и венчурные фонды. Так, Big Sky Capital, Silkroad Angels Club и FutureMED Ventures KZ ведут деятельность в США, Eurasian Hub Ventures работает в Великобритании, а весной 2025 года инвестиционный холдинг EA Group запустил фонд в Испании в партнерстве с Plug and Play Tech Center.

Почему казахстанские фонды выходят на зарубежные рынки

Выбор зарубежной юрисдикции – это не только про доступ к стартапам, но и к инвесторам мирового уровня, а также желание работать в зрелой правовой среде.

Партнер-основатель Big Sky Capital Адиль Нургожин отмечает, что решение о регистрации фонда за рубежом было принято из-за соответствующего требования со стороны иностранных инвесторов фонда.

<i>Адиль Нургожин, партнер-основатель&nbsp;Big Sky Capital. Фото предоставлено спикером</i>
Адиль Нургожин, партнер-основатель Big Sky Capital. Фото предоставлено спикером

Управляющий партнер Silkroad Angels Club Абай Абсамет, который работает с бизнес-ангелами в Кремниевой долине, рассказывает, что для них Делавэр (США) стал оптимальной юрисдикцией благодаря своей инфраструктуре.

«Мы регистрируем сделки в этом штате, потому что это передовая юридическая инфраструктура для стартапов и венчурных инвесторов, где есть прозрачные правила игры, защита прав миноритариев и высокая ликвидность долей», – говорит Абай Абсамет.

<i>Абай Абсамет, управляющий партнер Silkroad Angels Club.&nbsp;Фото предоставлено спикером</i>
Абай Абсамет, управляющий партнер Silkroad Angels Club. Фото предоставлено спикером

В EA Ventures регистрация фонда в Испании рассматривалась как элемент стратегии глобализации.

«Мы хотели создать международную платформу, которая могла бы работать с глобальными стартапами, привлекать LP* из разных стран и действовать в зрелой правовой и венчурной среде», – делится руководитель венчурного подразделения EA Ventures by EA Group Адильбек Камиев.

*limited partner партнер, который инвестирует капитал, но не участвует в управлении, Ред.

По его словам, Испания была выбрана благодаря налоговым стимулам для фаундеров, поддержке со стороны государства и сильной локальной стартап-сцене.

<i>Адильбек Камиев, руководитель венчурного подразделения EA Ventures by EA Group.&nbsp;</i><i>Фото предоставлено спикером</i>
Адильбек Камиев, руководитель венчурного подразделения EA Ventures by EA Group. Фото предоставлено спикером

Для основателя Eurasian Hub Ventures Нурдаулета Базылбекова выбор в пользу Лондона был осознанным.

«Выбор пал достаточно органично, так как я провел почти всю свою профессиональную карьеру за рубежом и хорошо понимал нюансы: как регуляторные и юридические, так и в целом восприятие инвесторов», – объясняет Нурдаулет Базылбеков.

Кроме этого, он подчеркнул, что основной причиной стали дополнительные преференции инвесторам. «Для международных LP нет удержаний при распределении прибыли. В то время как при американской регистрации возможны удержания при выплатах международным LP. Также для английских LP есть налоговые льготы: более 50% от суммы инвестиций в компании, зарегистрированные в Англии», – обозначил спикер.

<i>Нурдаулет Базылбеков,&nbsp;основатель&nbsp;Eurasian Hub Ventures. Фото: Руслан Пряников</i>
Нурдаулет Базылбеков, основатель Eurasian Hub Ventures. Фото: Руслан Пряников

Барьеры и адаптация: реальность международной экспансии

Запуск фонда в другой стране требует адаптации к новым правилам и бизнес-культуре. В том числе он может сопровождаться культурным шоком.

«Во время работы в разных компаниях в Казахстане я хорошо запомнил, как меня заставляли читать и запоминать законы по тем или иным темам (например, Закон о банковской деятельности и так далее). Но за все годы работы в разных регулируемых компаниях Европы и Америки меня ни разу не спросили про это», – делится основатель Eurasian Hub Ventures Нурдаулет Базылбеков.

В EA Ventures отмечают, что бюрократия и сроки – один из главных вызовов.

«Самое сложное – это бюрократия и сроки. Банковские счета, структура фонда, комплаенс, юридические процедуры – всё требует больше времени и внимания, чем мы ожидали», – говорит Адильбек Камиев.

Кроме того, команда адаптировала стратегию. По словам Адильбека Камиева, EA Group сделали упор на отрасли, которые наиболее актуальны в Испании: финтех, AI, e-commerce, sustainability (устойчивое развитие – Ред.) и mobility (транспортные услуги – Ред.). Также пересмотрели процессы, чтобы быть максимально совместимыми с локальными игроками и инвесторами.

Нурдаулет Базылбеков подчеркивает, что зрелость зарубежных рынков и уровень подготовленности фаундеров к фандрейзингу заметно выше по сравнению с Казахстаном. «В Англии на моих глазах в наш портфельный стартап-фонд готовы были инвестировать на стадии pre-seed после 40 секунд звонка, без due diligence и так далее», – вспоминает основатель Eurasian Hub Ventures.

Абай Абсамет считает, что участие в инвестиционном процессе в США – это хорошая практика для инвесторов из Казахстана. «На США приходится порядка 50% от мирового объема венчурного рынка (из года в год цифра варьируется в пределах 300-500 млрд долларов), а на Кремниевую долину – около 25%. Очевидно, что венчурная инфраструктура здесь развита на высоком уровне и созданы благоприятные условия для инвестирования капитала, – рассказывает управляющий партнер Silkroad Angels Club. – Поэтому участие в этом инвестиционном процессе для инвесторов из нашего региона является хорошей практикой, которую они могут далее транслировать на наш региональный рынок. Тем самым идет обмен опытом через наших участников».

Как работают казахстанские фонды за рубежом

Сегодня казахстанские фонды демонстрируют уверенные темпы на международной арене.

Big Sky Capital уже закрыл 29 сделок и продолжает инвестировать в текущий портфель. Фонд фокусируется на B2B, vertical SaaS (software as a service – программное обеспечение как услуга с англ.) и ИИ-решениях на рынках Юго-Восточной Азии, Центральной Азии и США. Адиль Нургожин делится, что в планах запустить второй фонд: стратегия и фокус останутся прежними.

Eurasian Hub Ventures инвестировал более чем в десять проектов, включая личные ангельские инвестиции Нурдаулета Базылбекова, среди которых уже есть успешные экзиты (exit – выход с англ., продажа своей доли в компании, Ред.).

«Мы ищем стартапы с фаундерами из Центральной Азии и СНГ, которые сразу строят проекты на глобальные рынки и привлекают инвестиции от топовых фондов, – отмечает Нурдаулет Базылбеков. – По части фонда у нас в данный момент rolling fund, куда инвесторы могут заходить в любое время. Но в планах, возможно, перейти на закрытую модель, где средства привлекаются один раз и на долгий срок».

EA Ventures находится в процессе закрытия первых сделок. Также ведутся переговоры с перспективными стартапами на стадии pre-seed и seed, часть из которых уже заинтересовала крупных корпоративных партнеров.

«В следующих наших фондах планируем привлекать LP-инвесторов со всего мира, с особым фокусом на Испанию и Центральную Азию. Хотим сформировать устойчивую управляющую компанию (VC management company) по управлению венчурными фондами. В долгосрочной перспективе наша цель – выход на рынок США», – рассказывает Адильбек Камиев.

Silkroad Angels Club (США) инвестировал в 20 стартапов, преимущественно технологических, основанных выдающимися предпринимателями с подтвержденной экспертизой. При этом большая часть портфельных компаний фонда также привлекает инвестиции от ведущих венчурных фондов Кремниевой долины. Минимальный инвестиционный чек в одну сделку для каждого участника составляет 10 тыс. долларов.

«Наша задача – дать доступ к перспективным сделкам, а инвестиционные решения принимаются каждым участником самостоятельно. Инвестиции идут напрямую в стартап», – поясняет Абай Абсамет.

Перспективы: что ждет казахстанский венчур на мировой арене

Эксперты сходятся во мнении, что потенциал казахстанского венчурного рынка на международной арене высок, но для выхода на глобальный уровень необходимы институционализация, профессиональное управление и активное участие в международных сделках. 

«Нужно продолжать работать, поднимать фонды и инвестировать, присутствовать в Кремниевой долине через сделки, а еще лучше – физически иметь офис или представителей», – считает партнер-основатель Big Sky Capital Адиль Нургожин.

Руководитель венчурного подразделения EA Ventures by EA Group Адильбек Камиев подчеркивает, что Казахстан может стать хабом для технологических команд и инвесторов. Но для этого нужно развитие экосистемы: защита прав инвесторов, профессиональные управляющие компании, участие государства. Также важно присутствие на международной арене.

По мнению Нурдаулета Базылбекова, стоит разделять казахстанский венчур от казахстанских стартапов.

«У казахстанских стартапов очень высокий потенциал, про который с каждым годом узнают все больше и больше инвесторов во всем мире, что дает возможность привлекать больше капитала и нетворка. Что касается именно венчура, то тут мы только на стадии раннего развития, так как венчурные фонды из Казахстана пока инвестируют в основном в диаспорную или околорегиональную историю. Однако уже есть пара примеров венчурных фондов в США с управляющими из Казахстана, которые добились высот на мировой арене VC», – говорит основатель Eurasian Hub Ventures.

Абай Абсамет, в свою очередь, считает, что для прорыва нужны убедительные кейсы.

«Чтобы региональная экосистема заняла достойное место на глобальной технологической арене, необходимо продемонстрировать убедительные истории успеха. Подобно тому, как Kaspi и Freedom вывели Казахстан на карту мирового FinTech, в других вертикалях также должны произойти масштабные экзиты или IPO. Важно, чтобы в этих историях ранние инвесторы из нашего региона – бизнес-ангелы и фонды – получили кратные возвраты на вложенный капитал», – отмечает управляющий партнер Silkroad Angels Club.

Как добавляет Нурдаулет Базылбеков, основной метрикой успеха фонда является ранняя инвестиция в будущих единорогов. «Этого можно достичь, успешно инвестируя в будущих юникорнов из Казахстана или же диверсифицировать портфель иностранными компаниями без привязки к региону. И то, и другое, в любом случае, требует немало терпения, навыков и, конечно же, удачи», – заключает основатель Eurasian Hub Ventures.

Что важно учитывать казахстанским инвесторам, выходящим на глобальный рынок

Для команд, только планирующих выйти за пределы Казахстана, опыт коллег может стать ориентиром. Среди ключевых советов:

  • выбирайте юрисдикции, оптимальные для LP: с налоговыми преференциями, защитой прав и понятной структурой;

  • участвуйте в синдикатах и мероприятиях, интегрируйтесь в локальные комьюнити;

  • не откладывайте запуск в ожидании идеальной структуры – тестируйте гипотезы, будьте гибкими и открытыми.

«Мы слишком долго строили идеальную структуру и откладывали первые сделки. На практике всё наоборот: важнее двигаться, тестировать гипотезы, инвестировать, учиться», – делится опытом руководитель венчурного подразделения EA Ventures by EA Group Адильбек Камиев.

А также помните: ошибки – это часть пути.

«В венчурной индустрии ошибки рассматриваются не как поражения, а как неизбежная и ценная часть пути. В этом плане в Кремниевой долине ошибка – не клеймо, а актив. Здесь провал воспринимается как естественная часть предпринимательского пути, а фаундер с опытом неудачи часто ценнее, чем новичок без ошибок», – подчеркивает управляющий партнер Silkroad Angels Club Абай Абсамет.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    TelegramInstagramFacebook
    telegramtelegram