USD
530.12₸
+0.470
EUR
546.08₸
+1.440
RUB
5.17₸
+0.010
BRENT
80.79$
-0.010
BTC
104624.00$
+4886.700

В Казахстане открыты торги акциями первого шариатского индексного фонда

Международный эксперт по исламским финансам муфтий Мухаммад Ибрагим Эсса о растущем спросе на исламские финансовые продукты в регионе и мире

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Рынок исламских финансов в различных формах присутствует в более чем 90 странах. По данным Евразийского банка развития, на долю Казахстана приходится 68% всего объема исламского финансирования в Центральной Азии. Рынок халяльных (дозволенных) финансовых инструментов РК продолжает развиваться. Так, 14 января 2025 года в Алматы состоялось официальное открытие торгов акциями индексного фонда ITS Shariah (под тикером ITSS). Это первый в Центральной Азии и Закавказье шариатский индексный ETF (exchange-traded fund или биржевой инвестиционный фонд). Управляющим фондом ITSS выступает компания IPS Capital. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz международный эксперт по исламским финансам, а также председатель Шариатского совета IPS Capital муфтий Мухаммад Ибрагим Эсса рассказал подробнее о принципах исламского инвестирования.

В Казахстане открыты торги акциями первого шариатского индексного фонда  3668090 - Kapital.kz

- Муфтий Ибрагим, расскажите о своем опыте. С какими компаниями вы работаете?

- Я работаю в сфере исламских финансов уже 18 лет, будучи шариатским советником и председателем шариатских советов в ряде банков США, Узбекистана и Пакистана. Я также являюсь консультантом Lloyds of London и других британских компаний. Помимо этого, я возглавляю компанию Alhamd, которая является лидером по шариатскому консультированию в Центральной Азии, Пакистане и США. Отмечу, что помимо исламских финансовых институтов среди наших клиентов – центральные банки нескольких стран, которые мы консультировали по запуску элементов исламского банкинга.

- Почему, на ваш взгляд, мусульманам Центральной Азии нужны халяльные инвестиции?

- Мусульмане обслуживаются в традиционных банках, но не получают процентные доходы по своим вкладам (ростовщичество запрещено по исламу – Ред.). У них также нет возможности инвестировать в нехаляльные инструменты. Поэтому запуск исламских финансовых продуктов критически важен для мусульман.

Повторюсь – мусульмане не могут инвестировать в инструменты с риба (рост, прирост, увеличение, ростовщичество с араб. – Ред.), то есть не могут использовать такую прибыль. Если они ее и получают, то должны расходовать на благотворительность. И по сути выходит, что они действуют себе в убыток.

Многие мусульмане Центральной Азии инвестируют в инструменты DFM (Dubai Financial Market), потому что на рынках их стран таких продуктов нет. Если мы создадим возможность инвестировать в халяльные инструменты в Центральной Азии, то люди будут делать это здесь. Это тоже причина, по которой исламские инвестиции должны обязательно присутствовать в данном регионе.

- Кто может инвестировать в исламские фонды? Есть ли какие-либо ограничения?

- Мусульмане, немусульмане, верующие, неверующие – все могут инвестировать в исламские фонды. Есть только одно ограничение. Например, компании по производству свинины или алкоголя не могут инвестировать в халяльные инструменты, так как их средства являются запрещенными. Это также касается компаний, которые не относятся к традиционным банкам, потому что в их случае запрещенными являются только процентные доходы, но не все средства. По лизинговым и страховым компаниям тоже нет никаких ограничений.

- Сейчас в мире наблюдается определенный тренд на шариатские инвестиционные продукты как вы считаете, почему?

- Я вижу две причины. Первая касается самих мусульман, которые нуждаются в халяльных инвестициях – поэтому мы наблюдаем растущий спрос. Вторая причина – люди теперь понимают, что ислам это не только поклонение и определенные принципы. Немусульмане начинают преобретать исламские инструменты, потому что видят, что шариатская экономическая система базируется именно на реальных активах, а не на экономическом пузыре, спекуляциях или наценке. Они понимают, что самая лучшая система – именно исламская. Это было продемонстрировано в 2008 году, когда во время экономического кризиса исламские банки и фининституты не понесли больших убытков. Вот почему люди обращаются к исламским финансам, начинают инвестировать в халяльные инструменты.

В Казахстане открыты торги акциями первого шариатского индексного фонда  3668101 - Kapital.kz

- Почему текущий год важен для запуска шариатского индекса?

- В Казахстане в частности и существует огромный спрос. Я живу в Пакистане, но получаю запросы от ваших граждан: люди хотят инвестировать в халяльные инструменты и спрашивают о вариантах инвестирования за рубежом – в Пакистане, ОАЭ, Саудовской Аравии. Я встретился с коллегами из вашей страны, которые подтвердили мои слова: они тоже получают большое количество запросов ежедневно. Люди спрашивают, что такое халяльные, а также нехаляльные инвестиции – они действительно этим интересуются, нуждаются в подобных разъяснениях. Когда я отправляюсь в хадж или умру, то вижу много людей из вашей страны – все мы нуждаемся в исламских инструментах для инвестирования. Думаю, это очень важно для Казахстана в данный момент его экономического развития.

- Инвестиционный портфель ITSS ETF составляют 30 крупнейших глобальных компаний. Какие критерии вы используете для их оценки на соответствие нормам шариата?

- Критериев всего три. Первый – бизнес по своему существу должен быть халяльным. Например – IT, производство автомобилей, неалкогольных напитков, строительная отрасль и так далее. Второе – соотношение заемного капитала к собственному (debt-to-equity ratio) должно быть не более 30%. В-третьих, доля запрещенного с точки зрения ислама (харамного) дохода компании не должна превышать 5%.

- Какова роль шариатских ученых в разработке индекса?

- Шариатский совет фонда утверждает соответствующую документацию, инвестиционную политику, проводит шариатскую сертификацию и, самое важное – проверяет инвестиции на предмет соответствия критериям (о которых я говорил ранее), то есть проводит так называемый шариатский аудит.

- Почему такие компании как Visa и Mastercard включены в шариатский индекс?

- Mastercard и Visa являются провайдерами платежных услуг. Сервис по предоставлению кредитных карт сам по себе не является запрещенным. Это не имеет отношения к деятельности данных компаний – люди сами пользуются кредитными картами (по исламу запрещены любые действия с процентной ставкой: как давать деньги в рост, так и брать кредит – Ред.). Поэтому компании Mastercard и Visa могут быть соответствующими шариату.

- Ребалансировка фонда ITSS ETF заявлена раз в месяц почему именно с такой периодичностью? На основании каких критериев компания может быть удалена из списка?

- Это может случиться, если финансовые показатели компании перестанут соответствовать критериям, о которых я говорил ранее – например, если соотношение заемного капитала к собственному (debt-to-equity ratio) станет более 30% или доля харамного дохода компании превысит 5%. Поэтому необходим постоянный мониторинг. Насчет ребалансировки раз в месяц – некоторые компании не требуют столь пристального мониторинга, поэтому, возможно, она будет происходить один раз в квартал или даже в полугодие.

В Казахстане открыты торги акциями первого шариатского индексного фонда  3668112 - Kapital.kz

- Каков вклад исламских фондов в развитие финансовой инклюзии?

- Исламские финансы на самом деле и разработаны для финансовой инклюзии. Многие люди не инвестируют в принципе – не зарабатывают таким способом. Везде, в том числе и в Казахстане, есть люди, которые покупают доллары и буквально хранят их дома в матрасах. Таким образом, они инвестируют в саму валюту (что разрешено по шариату), ожидая повышения курса доллара к своей национальной валюте. Если мы предоставим населению другие халяльные финансовые инструменты, то все эти доллары перейдут в сферу финансовой инклюзии – смогут работать на другие цели.

- Какой уровень спроса на халяльные инвестиции вы наблюдаете в Центральной Азии?

- Работая в Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане, могу сказать, что в этих странах я наблюдал значительные возможности для инвестиций. Насколько я знаю, там отсутствуют компании по управлению исламскими инвестициями – деятельность подобного рода не развита на этих рынках. В Казахстане же законодательство МФЦА благоприятствует компаниям по управлению исламскими инвестициями. Население Узбекистана – многочисленное и более религиозное. Граждане этой страны могли бы инвестировать в халяльные инструменты в Казахстане, что является потенциалом для рынка РК.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.