Действующие критерии постановления правительства, определяющие акции, по которым действуют налоговые льготы на дивидендные выплаты, ассоциация считает субъективными.
Вместо критериев, которые утверждаются сегодня постановлением правительства, в проекте Налогового кодекса предусмотреть льготы, которые распространяются только на акции, которые входят в представительский список бирж (формируют индексы KASE, AIX), предлагает исполнительный директор Ассоциации QAMS Данияр Темирбаев. В интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz он подробнее обосновал позицию ассоциации.
- Данияр, на недавней пресс-конференции эксперты очень отрицательно высказались о предложении МНЭ и Минфина установить 5%-ный налог с дохода от прироста стоимости по ценным бумагам. С чем связана такая позиция?
- Чтобы было понятно, я буквально в двух словах объясню, что сейчас представляет из себя налоговая льгота.
Сейчас, если вы торгуете ценными бумагами на местном фондовом рынке, KASE либо AIX, то от прироста стоимости по акциям, если эта акция находится в официальном списке любой из этих бирж, вы не платите налог. Речь идет об индивидуальном и корпоративном подоходных налогах – ИПН и КПН. Та же самая льгота есть в отношении дивидендных выплат от таких акций, но там есть "потолок" 30 000 МРП суммы дивидендов за год, с которой не платится налог. И там же есть требование, чтобы по этой акции была активная торговля. Критерии активной торговли определяет правительство.
При этом нужно, чтобы эти акции подпадали под критерии активности (это по дивидендным выплатам), установленные постановлением правительства: если в месяц с этой акцией на одной из бирж (на той бирже, на которой вы ее купили) происходит не меньше 50 сделок, и если объем исполненных сделок с ценными бумагами составляет не менее 25 млн тенге в месяц.
Кроме того, согласно пп.8 п.1 ст.341 НК РК, не уплачивается ИПН с дивидендов, полученных от юридического лица – резидента за календарный год в пределах 30 000 МРП (в 2024 году он составляет 3692 тенге – 110 млн 760 тыс. тенге).
Каждый месяц обе биржи для налоговых целей публикуют информацию, какие акции попали под эти критерии.
- Речь идет о физических лицах или о профессиональных игроках?
- Как у физических, так и юридических лиц есть льгота на внутреннем рынке. Это касается только прироста стоимости и дивидендов.
- Какие нововведения в проекте Налогового кодекса Вы считаете неэффективными?
- Сейчас в министерстве национальной экономики предлагают полностью отменить эти льготы и вместо них ввести 5% налог с дохода от прироста стоимости по ценным бумагам и по дивидендам.
Но в чем заключается проблема? Она в стабильности налогового режима, установленного конституционным законом об МФЦА до 2066 года.
Даже если ввести 0,1% налог, инвесторы это воспримут так, что в таком случае властям страны ничто не мешает установить ставку завтра 5%, затем 10% и выше. Это пугает инвесторов. Ведь обещали налоговую предсказуемость до 2066 года.
Если убирать эти льготы и вместо них вводить этот 5% налог, то придется это делать не только на KASE, но и на AIX. Если на KASE это проще сделать, предусмотрев в Налоговом кодексе ликвидацию этих льгот, то в случае с Конституционным законом МФЦА это сделать гораздо сложнее. Тут необходима, скорее всего, воля главы государства.
Есть Конституционный закон о Международном финансовом центре «Астана», особенностью которого является гарантия стабильности налогового режима до 2066 года. Этот закон является конституционным, а значит - по правовому статусу идет сразу после Конституции. Они выше законов и выше любых кодексов. И если какие-то нормы в других законах противоречат Конституционному закону – то согласно иерархии, применяется норма Конституционного закона.
К примеру, вы купили акции Halyk Bank, которые зарегистрированы на AIX. И если вы даже в форме GDR (депозитарная расписка, которая представляет собой сертификат, выпущенный банком-депозитарием и удостоверяющий право его владельца пользоваться выгодами от депонированных в этом банке ценных бумаг иностранного эмитента – прим. Авт.) потом продали их в Лондоне, вы в любом случае подпадаете под льготу, поскольку критерием является наличие этой акции в списках биржи AIX.
Дело в том, что МФЦА является окном для привлечения международных инвестиций в Казахстан. И сам глава государства неоднократно подчеркивает, и на встречах с внешними инвесторами, и на бизнес-форумах он активно продвигает именно площадку МФЦА.
А все зарубежные инвесторы прекрасно понимают, в чем особенность или привлекательность МФЦА. Это гарантии стабильности, налоговой предсказуемости до 2066 года.
Так вот, если менять эту норму, то есть если сносить эту льготу, о которой мы сейчас говорим, то надо будет ее сносить и в законе об МФЦА.
И тогда получается, что как таковой гарантии налоговой стабильности нет, и тогда девальвируется сама идея МФЦА. То есть вместо налоговой предсказуемости и налогового режима, который вы гарантируете еще на 42 года, вы даете сигнал инвесторам, что это совсем не так.
Это вопрос уже не просто внутренней политики государства, но и внешней политики по привлечению инвесторов. А потому необходимо оценить долгосрочные последствия таких шагов для инвестиционного климата и имиджа страны.
Если посмотреть презентации министерства национальной экономики, они указывают, что общая сумма предоставленных льгот по итогам 2022 года определена в размере 3,3 трлн тенге.
Из них 99%, если не больше, почти 100%, составляют НДС и корпоративный подоходный налог (КПН).
Индивидуальный подоходный налог (ИПН) минимальный, они сами указывают, что он составит 2,3 млрд тенге.
Сравните, 2,3 млрд тенге и 3 трлн тенге – какая большая разница. Таким образом, если эффект от таких действий в виде ИПН будет минимальным, в виде миллиардов тенге, то долгосрочный ущерб инвестиционному имиджу страны и имиджу экономики по привлечению инвестиций будет большим и исчисляться триллионами. Как говорится, соотношение «фискальный эффект/ущерб инвестиционному климату» не в пользу фискального эффекта.
Недавно мы проводили пресс-конференцию с участием инвестиционных фондов, и эксперты объяснили, что в таком случае инвесторы, которые вложились уже в эти фонды, они репатриируют капитал в другие страны. В мире сейчас огромная конкуренция за капитал, и привлечь инвесторов очень сложно.
Сейчас «на пятки» Казахстану наступает активно Ташкент, они тоже хотят создать подобие МФЦА. И я не удивлюсь, если такие шаги последуют, и реализуется сценарий непродуманной отмены льгот, то мы получим большой удар в виде оттока капиталов в Арабские Эмираты или тот же Сингапур, где нашим инвесторам комфортно.
Нигде в мире не было такого, чтобы, к примеру, в Арабских Эмиратах гарантии стабильности сначала давали, а потом вдруг их пересматривали. Они себе такого не позволяют.
С тех пор, как приняли Конституционный закон о статусе МФЦА, прошло более восьми лет, он более-менее на ноги встал и привлек более 2 тысяч компаний, а тут уже начинаются разговоры о том, что неплохо бы ситуацию поправить. Хотя рынок еще не развился, он только в зачаточной стадии.
Это по аналогии с годовалым бычком, который еще не вырос, а его хотят под нож пустить на мясо. Вот такие же рассуждения происходят.
И у инвесторов тогда возникает вопрос, а зачем вкладываться в Казахстан, а не туда, где нет «финтов», говоря футбольным языком, если гораздо комфортнее в других странах.
- В четверг на онлайн-презентации Налогового кодекса на площадке НПП «Атамекен» от Казахстанской фондовой биржи вопрос по отмене льгот и роялти задавала Мархабат Илданова. На него отвечали вице-министры экономики Азамат Амрин, финансов Ержан Биржанов. Так, согласно позиции Минфина, «крупные компании, чтобы избежать выплаты налогов на дивиденды, искусственно регистрируются до января 2023 года».
- Он, скорее всего, имел в виду компании, которые есть в списках бирж чаще всего для налоговой оптимизации, но этих эмитентов нет в индексах KASE/AIX, в представительских списках этих бирж. Это второй и третий эшелоны компаний, где нет торговой активности инвесторов. Эти компании-«междусобойчики», там два-три, чаще один акционер. Они не проводили IPO, не предлагали акции неограниченному кругу инвесторов. Их акции в списках бирж нужны их акционерам для получения налоговых льгот по дивидендам. Вот о чем идет речь.
- Он говорил, что только 5-6 крупных компаний получают эти льготы, причем они триллионами крутят деньги и не платят никаких налогов с дивидендов.
- Мы этот вопрос с Азаматом Амриным обсуждали, накануне той презентации в НПП, о которой вы говорите.
Еще раз подчеркну, позиция QAMS состоит в следующем: критерии активности торгов, утвержденные постановлением правительства, субъективны. 50 торгов и 25 миллионов тенге в месяц – это небольшой объем, и откуда вообще взяты эти расчеты? Эти критерии взяты непонятно откуда, по большому счету.
Мы предложили очень простой способ.
Дело в том, что вся торговая активность инвесторов происходит вокруг индексных бумаг. То есть акций, которые входят в индекс KASE.
Соответственно, те, которые входят в индекс KASE, чаще всего присутствуют и в листинге AIX. Совсем небольшое количество бумаг, которые не присутствуют там, но в основном у всех двойной листинг получается.
Так вот, вся торговая активность инвесторов сосредоточена вокруг акций, которые входят в индекс KASE. Их ровно 10, они и формируют этот индекс.
В этот представительский индекс входят: Эйр Астана, Банк ЦентрКредит, Народный Банк Казахстана, Kcell, KEGOC, НК «КазМунайГаз», Kaspi.kz, НАК «Казатомпром», «Казахтелеком» и «КазТрансОйл».
Вокруг этих голубых фишек формируется вся торговая активность. Это означает, что инвесторы покупают в основном только эти бумаги, потому что по акциям, которые не входят в индекс KASE, никакой активности нет. Либо она настолько минимальная, что у вас как у инвестора появляются риски, как ее впоследствии продать.
Условно, приведу пример с компанией Мангыстау Мунай Газ (ММГ), которая входит в список KASE, но не входит в индекс KASE.
Мне, как инвестору, нет никакого смысла покупать эти акции, потому что я даже не представляю, где их можно купить – есть ли они в «стакане». Если даже они где-то в «стакане» (в заявках на покупку-продажу) появятся, мне сложно будет потом их продать.
Скорее всего, это я смогу сделать только вне биржи.
То есть, как правило, индивидуальные инвесторы не покупают такие бумаги.
Мы предложили вместо критериев, которые утверждают постановлением правительства, в проекте Налогового кодекса предусмотреть налоговые льготы, которые распространяются именно на акции, которые входят в представительский список бирж. То есть это акции, которые формируют индекс этих бирж, формируют индекс KASE и индекс AIX.
То есть это акции первого эшелона, по которым есть торговая активность, где нет имитации торговли.
А другие бумаги, как правило, которые есть во втором – третьем эшелоне, там даже есть какая-то торговая активность, она эпизодическая, либо для налоговых целей.
Я приведу в пример конкретный кейс. В ММГ есть единственный акционер, офшорная компания. Дивиденды компании за 2023 год составили 86,7 миллиарда тенге. И единственный акционер ММГ может пользоваться льготой по дивидендам, если будет создана видимость торговой активности (50 сделок на 25 млн в месяц).
Это просто один пример, а таких компаний – просто «вагон и целая тележка», которые ради налоговой оптимизации присутствуют в листинге KASE, но не хотят быть прозрачными – войти в индексный список.
Государству очень важно развивать фондовый рынок. Торговая активность инвесторов позитивно сказывается на экономике. Если рынок капитала развивается, ликвидность развивается, это будет привлекать и компании, которые выходят на биржу. Они поймут, что здесь есть рынок, есть торговая активность, а потому на этом рынке можно привлечь деньги. Не только занять их у банков, а привлечь в качестве инвестиций через выпуск ценных бумаг.
Второе – это даст стимул для компаний, которые присутствуют в листинге биржи, но не формируют индекс биржи, предложить свои акции неограниченному количеству инвесторов через проведение IPO, соответствовать требованиям биржи, прежде всего, по раскрытию информации и по публикации отчетности.
Государство даст четкий сигнал. Хочешь получить налоговую льготу? Будь добр, проведи IPO, соответствуй повышенным требованиям биржи, чтобы войти в представительский список, проведи определенную работу с инвесторами, повысь уровень корпоративной прозрачности и ради бога входи в этот представительский список KASE, и ваши акционеры тогда отойдут от налоговой оптимизации посредством использования бирж.
- Азамат Амрин и говорил, что у нас в привилегированном списке всего 10 компаний. Здесь он имел в виду ваше предложение?
- Он, по сути, говорил о нашем предложении, отметив, что есть 10 компаний, которые формируют индекс KASE и доступны неограниченному кругу инвесторов.
У тех компаний, которые зарегистрированы, но не формируют индекс, не 69 тысяч акционеров, как например у «Эйр Астаны», а по два-три акционера, чаще всего даже один акционер, который владеет 100% акциями.
Вице-министр национальной экономики имел в виду, у нас в индексе всего лишь 10 компаний, по которым реальная торговая активность, которые могут подпадать под льготу, и дал сигнал такой, что Миннацэкономики с этим согласен, пусть они остаются.
Основная позиция министерства – в том, что он готов стимулировать миноритарных акционеров, но не готов стимулировать крупных акционеров. QAMS также создана не для защиты мажоритарных акционеров. Наш босс – минориторий.
- Спасибо за интервью.