Home Credit Bank в ближайшие два года намерен нарастить прибыль и кредитный портфель на 73%. О магии цифр, качественном росте бизнеса, новых продуктах, выпуске облигаций рассказали специалисты банка на Дне эмитента в Алматы, сообщает центр деловой информации Kapital.kz.
Глава Home Credit Bank Кирил Бачваров, открывая встречу с инвесторами, отметил, что «год был очень успешным». «Некоторые из вас были на нашей встрече год назад. За это время мы разместили больше бондов, чем за любой год до этого. Например, в 2019 году мы разместили 30 млрд тенге. В 2023 году - более 90 млрд тенге. Баланс на конец мая 2024 года: 113 млрд тенге – это большой успех для нас!» - отметил он.
Кирил Бачваров рассказал о двух магических цифрах. «Это 42 и 43 – две главные цифры для нашего банка. Прибыль из года в год увеличивается на 42% и 43%. Наш кредитный портфель вырос также на 43% (в 2023 году – Ред.). Соотношение расходов к доходам банка – 43%. И, кстати, у нашей материнской группы PPF объем активов достигает 43,5 млрд долларов… Мы хотим довести количество наших клиентов в малом бизнесе до 42 тысяч», - подчеркнул банкир. Отметив, что на текущий момент база клиентов онлайн-банкинга для МСБ составляет 22 тыс юрлиц.
Почему выбранная бизнес-модель показала свою эффективность, рассказал управляющий директор банка Роман Войдыла. Он подчеркнул, что за 4 года как кредитный портфель, так активы банка стабильно росли. В результате в 2023 году банк получил 569 млрд тенге прибыли.
«Если помните, 2020-2022 годы были ковидными. В этот период наш банк был готов поддержать экономику страны за счет финансирования бизнеса. В 2021 году наш кредитный портфель увеличился на 19%, а в 2023-м уже на 43%. Вот этот 43%-ный рост портфеля не просто был активным, но еще и здоровым. И это несмотря на то, что 2022 год был сложным. После начала конфликта в Украине мы избавились от своего российского актива. На короткое время наш международный рейтинг был снижен, но мы восстановили свои позиции. Таким образом, наша бизнес-модель справляется с вызовами внешней среды», - заметил он.
Еще один из показателей, который стабильно рос – доля ликвидных активов в банке. В 2020 году этот показатель был на уровне 17%, а в 2023-м уже 24%. «Наши активы за четыре года увеличились в два раза: с 394 млрд тенге до 793 млрд тенге. А прибыль за прошлый год выросла на 42% до 24,7 млрд тенге. По нашим ожиданиям, в этом году мы достигнем рекордной прибыли за всю историю банка», - отметил Роман Войдыла.
Директор управления рисками HCB Йозеф Райко отметил, что банк перенимает передовые технологии в области риск-менеджмента. «В результате, на протяжении всего 2023 года уровень кредитов с просрочкой стремительно снижался. В первом квартале 2024 года доля таких займов не превысила 1,8%, на рынке: 2,4%. То есть у нас лучше показатели, чем в целом по всем банкам РК», - отметил спикер.
О развитии digital банка для МСБ рассказала директор цифрового и транзакционного бизнеса HCB Business Арина Лепихова. Развивать решения для МСБ в банке решили в 2022-м. «Сейчас в Казахстане 4 млн человек заняты в МСБ, доля этого сегмента в ВВП страны – 35%. Этот сектор ежегодно растет на 10%. И мы решили войти в этот сегмент и закрыть его растущие потребности», - заметила эксперт.
В банке уже работает цифровой онбординг для МСБ. «Причем как для ИП, так и для ТОО. Они могут открыть счет в нашем банке за две минуты и осуществлять переводы и платежи в тенге 24/7. Также у нас можно онлайн открыть карту и перейти на любой тариф за секунды», - отметила Арина Лепихова.
В HCB Business также есть услуга по оплате контрагентом даже тогда, когда он находится за пределами Казахстана. «Когда мы определяли стратегию банка, мы анализировали рынок. Провели более 300 интервью с клиентами. И есть такой сегмент, который не покрывает ни один банк. Это те, кто не пользуются картами других казахстанских банков, но у них есть потребность оплачивать из-за рубежа какие-то услуги. Мы дали такую возможность нашим клиентам - через ссылку на оплату удаленно контрагенту из другой страны наш пользователь может, кликнув ее, оплатить услугу, даже не являясь клиентом казахстанского банка», - подчеркивает она.
Флагманский продукт - кабинет мерчанта, где предприниматель может за минуту подключить свой кабинет к платформе и продавать в рассрочку товары или услуги клиентам любых БВУ, даже если они не являются клиентами Home Credit. «В этом году мы внедрили опцию по возврату оплаты. Многие (банки – Ред.) этот процесс недооценивают, в некоторых из них процесс возврата занимал до 10 дней. У нас же этот процесс происходит оналайн», - рассказала Арина Лепихова.
В банке подчеркнули, что инвестиции в развитие решений для МСБ «будут продолжаться в течение еще трех лет». «За этот период инвестиции акционеров банка составят более $20 млн. И мы не намерены останавливаться на этом! Мы будем развивать решения для мерчантов, внешнеэкономической деятельности, внедрять единый QR», - отметили в фининституте.
Еще одно из новых направлений - развитие сервиса для премиальных клиентов. «Речь идет об активных предпринимателях, представителях менеджмента, которые держат на депозите в нашем банке не менее 15 млн тенге. Это не олигархи, а средний класс. Ему мы хотим предложить кастомизированные решения. Сейчас у нас в банке пул таких клиентов достигает 7 тыс., но потенциально эта цифра составляет 30 тыс. Почему этот сегмент для нас интересен? Средний класс превысил массовый на 39,3% в 2023 году – это самый динамично развивающийся сегмент на рынке. В прошлом году в нашем банке он увеличился на 70%, и мы ожидаем его 300%-й рост в этом году», - заметила управляющий директор коммерческого блока банка Андреа Худа.
«Клиент у нас на первом месте, - подчеркивает она. - Каждый из клиентов среднего сегмента имеет своего персонального менеджера, и это не формальность. У нас был случай, когда мы отправили одного из наших менеджеров в Вильнюс, потому что у нашего прайм-клиента появилась проблема и ее нужно было решать. То есть мы не каждый день, но все же готовы на такие поступки».
Сегодня Home Credit Bank анонсировал планируемый выпуск на KASE тенговых облигаций на 50 млрд тенге. Они будут рассчитаны на 1,3 и 5 лет. Номинальная стоимость одной облигации: 1 тыс. тенге. Ставка по годовым облигациям – 16,75%, трехлетним и пятилетним – 17,25%. «Это достаточно привлекательная доходность», - заметили в банке.
В заключении глава HCB Кирил Бачваров вернулся «к математике». «Я начал с магических цифр - 42%. Надеюсь, что когда через год мы встретимся, наши разговоры о магических цифрах будут ближе к 73%. Потому что это наш план на ближайшие пару лет по росту прибыли, бизнеса, кредитов», - резюмировал банкир, закрывая традиционный День эмитента.