Объем продаж на рынке розничной электронной коммерции в Казахстане в 2022 году вырос на 30% или более 300 млрд тенге, превысив 1,3 трлн тенге. Об этом говорится в исследовании «Анализ рынка розничной электронной коммерции в РК», проведенном компанией PwC Kazakhstan совместно с Ассоциацией Цифровой Казахстан.
В опросе приняли участие такие крупнейшие игроки сектора, как Kaspi.kz, Sulpak, Mechta.kz, ForteMarket, Ozon Marketplace в Казахстане и другие.
В самом начале авторы исследования отмечают, что одним из важных факторов развития этого рынка является высокий уровень цифровизации в РК. В качестве примера они обращаются к глобальной базе данных ООН, согласно которой Казахстан занимает 15 место в мире по уровню электронного участия EPI и 28 место - по развитию электронного правительства EGDI.
«Переход государственных услуг в онлайн-формат и непрерывная работа бизнеса над удобствами пользования электронными площадками, развитием маркетплейсов на рынке способствуют большему количеству мерчантов, расширению категорий товаров и дальнейшему росту розничной электронной коммерции. В свою очередь, у потребителей сформировался поведенческий паттерн приобретать товары и услуги онлайн, что также драйвит экономику к развитию цифровизации в стране», - пишут аналитики.
Проникновение электронной розничной коммерции в общей розничной торговле продолжает расти, достигнув 8,2% в 2022 году (для сравнения: в 2021 году - 7,5%). За год казахстанцы сделали почти 50 млн онлайн-покупок.
Очевидно, что главными драйверами рынка остаются маркетплейсы. Их доля превышает 89% всех электронных покупок в Казахстане. годовой прирост продаж с маркетплейсов составляет 33%, тогда как продажи онлайн-магазинов - 19%.
Причем на локальные площадки приходится около 80% от общего объема продаж.
Один из респондентов исследования, крупнейший игрок казахстанского рынка e-commerce Kaspi.kz отмечает резкий рост онлайн-покупок продуктов питания в 2022 году.
«Это новая для индустрии электронной коммерции Казахстана вертикаль, в которой ранее доля онлайн-покупок была незначительной. Покупатели все больше вовлекаются в онлайн-покупки товаров повседневного спроса. Более чем в 5 раз выросли заказы в таких категориях, как «Продукты питания», «Аптека», «Товары для дома», «Детские товары», «Красота и здоровье», «Товары для животных», - рассказывают в финтех-компании.
При этом для торговой сети Mechta.kz влияние геополитической ситуации в прошлом году стало ощутимым, что повлекло за собой ряд изменений. «Одно из важнейших - это то, что большинство контрактов с поставщиками были переведены из РФ в Европу, либо на локальный рынок. Процесс перехода достаточно затяжной, поэтому часть ассортимента выпала. А самое основное, что это привело к увеличению стоимости и времени на логистику», - поделились в компании.
«Однако в этом году будет прослеживаться тренд на укрепление позиций крупных игроков на рынке за счет расширения сервиса услуг для покупателей. Многие e-commerce игроки стали развивать экосистемы внутри своих платформ и создавать различные дополнительные сервисы для привлечения внимания клиентов – быстрая логистика, финтех-решения, рекламные инструменты», - резюмировали в Ozon Marketplace в Казахстане.