О ситуации в банковском секторе, риск-ориентированном надзоре и кредитовании экономики рассказала председатель Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова.
- Какие ключевые факторы в текущем году повлияли на развитие финансового сектора страны? Как бы вы оценили текущую ситуацию и перспективы развития?
- В текущем году финансовый сектор развивается в сложных макроэкономических условиях. Обострение геополитической ситуации, нарушение глобальных цепочек поставок, а также рост цен на энергоносители привели к ускорению роста мировой инфляции до многолетних максимумов и замедлению роста глобальной экономики.
Ответной реакцией регуляторов стало ужесточение денежно-кредитных условий. Повышение ставок ключевых экономик мира снизило привлекательность развивающихся рынков для инвесторов и привело к оттоку капитала с них.
Что касается Казахстана, то высокие цены на сырьевые товары оказывают поддержку экономическому росту страны и доходам бюджета. Экспорт товаров за 9 месяцев текущего года увеличился на 48%, до 64 млрд долларов, что позволило впервые с 2015 года обеспечить профицит счета текущих операций. Вместе с тем под воздействием внешних шоков наблюдается замедление экономического роста Казахстана до 2,8% в сравнении с 4% в 2021 году.
Высокая внешняя инфляция на фоне положительного фискального импульса способствовала значительному ее ускорению в Казахстане до 18,8% по итогам октября текущего года. Для сдерживания роста цен Национальный банк в течение 2022 года поэтапно повышал базовую ставку до текущего уровня 16%.
Снижение экономической активности, а также ускорение инфляции и ужесточение денежно-кредитных условий оказывают давление на все секторы финансового рынка, в особенности на фондовый рынок и банковский сектор.
На рынке ценных бумаг с начала года произошло сокращение совокупной капитализации казахстанского фондового рынка на 16%, до 37,3 трлн тенге или 41% к ВВП.
Повышение базовой ставки увеличило стоимость фондирования по всем долговым ценным бумагам, как корпоративным облигациям, так и государственным ценным бумагам. Это снизило доступность привлечения частного долгового финансирования, в особенности для субъектов МСБ. Кроме того, повышение рыночных ставок привело к отрицательной переоценке финансовых инструментов, находящихся в портфелях финансовых организаций.
Несмотря на снижение в первые девять месяцев текущего года, объем привлеченного финансирования на рынке ценных бумаг по итогам 10 месяцев 2022 года составил 992 млрд тенге, что на 18% выше, чем за аналогичный период прошлого года.
Если говорить о влиянии на банковский сектор, то я бы отметила, что повышение ставок и рост кредитных рисков привели к снижению доступности финансовых ресурсов для субъектов бизнеса. Средние ставки по корпоративным кредитам повысились с 12,2% в начале года до 16,2%.
Однако наибольшее влияние на ситуацию в банковском секторе в 2022 году оказало введение антироссийских санкций, в том числе ограничений в отношении 3 российских дочерних банков - Сбербанка, Банка ВТБ и Альфа-Банка.
В условиях действия санкционного режима основной задачей Агентства было обеспечение стабильности банковского сектора, защиты интересов вкладчиков и минимизации рисков наложения вторичных санкций на казахстанские банки.
В отношении дочерних российских банков отмечу, что их доля на начало года составляла 15% от активов банковского сектора. Введенные санкции привели к трудностям с осуществлением основных операций указанными банками, в результате чего произошли отток депозитов в другие казахстанские банки и частичный вывод средств из банковской системы. Вместе с тем благодаря высокому качеству активов и запасу ликвидности российских банков обязательства перед клиентами исполнялись своевременно и в полном объеме, что позволило сохранить доверие к банковской системе.
В связи с принятым решением акционерами Сбербанка и Альфа-Банка о продаже банков новым инвесторам со стороны Агентства была оказана поддержка в получении необходимых лицензий у финансовых властей США. Альфа-Банк был приобретён Банком ЦентрКредит с последующим присоединением к нему.
Сбербанк был приобретен национальным холдингом «Байтерек» с планами по дальнейшей реализации частному инвестору. Необходимо отметить, что Сбербанк являлся системно значимым и был вторым по размеру активов банковского сектора, в том числе по кредитованию корпоративных клиентов. Поэтому сохранение Сбербанка на рынке было важным с точки зрения обеспечения финансовой стабильности, снижения концентрации и сохранения конкуренции в банковском секторе.
Несмотря на указанные вызовы, банковский сектор успешно справился и адаптировался под новые реалии. Рост активов банков с начала года составил 10,9% и достиг 41,7 трлн тенге. Вклады в банковской системе выросли на 13,1%, до 29,4 трлн тенге, ссудный портфель увеличился на 10,4%, до 22,3 трлн тенге.
- Вы затронули тему санкций и их влияния на банковский сектор. Расскажите, пожалуйста, про текущую ситуацию в банковском секторе и какие предпринимаются меры для повышения устойчивости фининститутов?
- Банковский сектор обладает достаточным запасом прочности для поглощения текущих шоков и имеет потенциал для повышения своей роли в финансировании экономики.
Так, показатель достаточности собственного капитала значительно превышает установленные нормативы и составляет 20,9% при минимальном значении 8%. При этом банки имеют достаточный уровень высоколиквидных активов, доля которых составляет 30,5%, что позволяет им обслуживать свои обязательства в полном объеме.
Устойчивость сектора к различным шокам обеспечена во многом благодаря реализуемой политике по оздоровлению банковского сектора. Завершена масштабная работа по очистке рынка от неплатежеспособных банков и исторически накопленных проблемных кредитов. За последние 6 лет с рынка были выведены 8 несостоятельных банков и списаны стрессовые активы на 6,9 трлн тенге, в том числе 1,5 трлн тенге с 2020 года.
По итогам независимой оценки качества активов банков, завершенной в 2020 году, полностью за счет банков абсорбированы выявленные убытки. Сформированы дополнительные провизии на сумму 597 млрд тенге, произведена докапитализация банков за счет средств акционеров на 128 млрд тенге.
В результате существенно улучшилось качество ссудного портфеля банков. По состоянию на 1 октября текущего года уровень займов NPL90+ составил 3,6%, а доля стрессовых активов оценивается в 6% от активов банковской системы.
Для недопущения повторного накопления проблемных активов на балансе банков регулятором с 2021 года обеспечено полномасштабное внедрение риск-ориентированного надзора в банковском секторе.
Ежегодно банки подвергаются качественной и количественной оценке их деятельности по надзорной методологии SREP (Supervisory Review and Evaluation Process), которая оценивает их финансовую устойчивость и качество корпоративного управления. По результатам оценки с отдельными банками заключаются планы корректирующих мер. В декабре текущего года Агентством будут подведены итоги оценки SREP за 2022 год, и в отношении банков с высокими рисками будут применены соответствующие надзорные меры.
С 2021 года в надзорный процесс дополнительно внедрены два новых элемента – это регулярный AQR и надзорное стресс-тестирование.
Регулярный AQR позволяет оценить реальное качество активов банков, уровень неработающих активов и потенциальные убытки, а также выявить адекватность формирования провизий по кредитному портфелю. В предыдущие годы банки зачастую занижали ожидаемые кредитные убытки, что в последующем приводило к их неплатежеспособности и использованию государственных средств для спасения вкладов населения.
По результатам независимого AQR 2019-2020 годов в системе управления рисками банков были выявлены недостатки в бизнес-процессах при оценке заемщиков, залогов и кредитного риска, системы учета и аудита. Со всеми банками были заключены индивидуальные надзорные планы корректирующих мер. Агентство держит исполнение планов на особом контроле. За 3 года их исполнение составило 85%.
В результате были существенно трансформированы ключевые бизнес-процессы банков в отношении оценки и мониторинга кредитных рисков, в соответствии со стандартами МСФО приведены классификация финансовых активов, оценка залогов и формирование провизий.
В текущем году в периметр регулярного AQR включены 10 крупнейших банков, в которых сосредоточено 72% ссудного портфеля банковской системы. В ходе оценки были определены ожидаемые кредитные убытки индивидуально по 1400 крупным заемщикам и коллективно по 19 млн заемщиков.
17 октября текущего года были получены результаты регулярного AQR, которые показали снижение уровня достаточности капитала банков (k1) на 1,7 п.п. до 15,9%. Ожидаемый уровень покрытия провизиями по оценкам AQR увеличился на 2,3 п.п. Агентство планирует опубликовать отчет по результатам регулярного AQR до конца текущего года.
Одним из важных инструментов оценки устойчивости банков к потенциальным негативным сценариям является стресс-тестирование.
Система надзорного стресс-тестирования была разработана и запущена Агентством в 2021 году. В соответствии с основными принципами и подходами, применяемыми Европейским центральным банком, были разработаны методология надзорного стресс-тестирования, проверочные модели оценки кредитного, рыночного, валютного и других рисков, шаблоны данных, а также проведено обучение сотрудников банков.
В октябре 2022 года после получения результатов регулярного AQR Агентство приступило к проведению надзорного стресс-тестирования по 10 банкам. Итоговые результаты ожидаются в марте 2023 года.
Итоги надзорной оценки банков и результаты стресс-тестирования будут иметь материальный эффект на капитал банков. С 2024 года мы планируем ввести надзорную надбавку на капитал, что позволит ориентироваться не только на минимальные значения достаточности капитала, но и требовать от банков создавать дополнительный буфер капитала для покрытия текущих и потенциальных убытков.
Таким образом Агентство выстраивает систему риск-ориентированного надзора, которая обеспечивает своевременное выявление рисков и их покрытие средствами акционеров банков без привлечения государственных средств на поддержку неплатежеспособных банков.
Еще одна важная системная задача – это эффективное вовлечение стрессовых активов в экономический оборот. Для недопущения дальнейшего накопления стрессовых активов ключевым является создание рыночного механизма очистки балансов банков от стрессовых активов и возвращения их в экономический оборот.
С этой целью по поручению главы государства 4 июля текущего года принят Закон по развитию рынка стрессовых активов, предусматривающий расширение списка покупателей стрессовых активов путем включения частных инвесторов, в том числе нерезидентов, и создание сервисных компаний. Помимо этого, Законом установлен предельный срок в 3 года для нахождения на балансах банков и МФО имущества, взысканного в счет погашения проблемного кредита.
Для повышения прозрачности рынка стрессовых активов и расширения базы инвесторов в настоящее время Агентством прорабатывается вопрос создания единой цифровой платформы купли и продажи стрессовых активов.
В условиях повышения концентрации банковского сектора актуальным является вопрос привлечения новых участников на рынок.
Для стимулирования появления новых участников и обеспечения доступности банковских услуг в отдаленных регионах страны в июле текущего года на законодательном уровне реализован механизм упрощенной конвертации МФО в банк. При этом МФО предоставлена возможность не приостанавливать свою деятельность в период конвертации.
Дополнительно планируется либерализация входных требований при открытии банков. В частности, действующее законодательство запрещает вновь открывшимся банкам привлекать депозиты в первый год осуществления своей деятельности, что дестимулирует появление новых банков в секторе. В этой связи в рамках либерализации требований планируется снятие данных законодательных ограничений.
- Как ужесточение макроэкономических условий повлияло на кредитование банками и какова текущая ситуация с кредитованием экономики? Какие меры принимаются Агентством в отношении кредитования бизнеса?
- В ответ на ухудшение глобальных внешних условий необходимо не только сохранить стабильность, но и обеспечить поступательный рост экономики Казахстана, и ключевым фактором является обеспечение субъектов бизнеса необходимыми финансовыми ресурсами.
Несмотря на ужесточение денежно-кредитных условий, наблюдается положительная динамика банковского кредитования. По итогам 9 месяцев 2022 года кредиты экономике увеличились на 14,1%, до 21,1 трлн тенге, в том числе займы юридическим лицам - на 3,6%, до 8,0 трлн тенге. По данным Национального банка, если включать займы, выданные индивидуальным предпринимателям, то общие кредиты бизнесу выросли за 9 месяцев текущего года на 5,2%, до 8,9 трлн тенге.
В структуре кредитования бизнеса преобладают кредиты субъектам МСБ, которые с начала года увеличились на 6,8%, до 5,6 трлн тенге. При этом наблюдается позитивная динамика по количеству заемщиков-субъектов МСБ, которые за 9 месяцев текущего года выросли со 167 тыс. до 255 тыс. заемщиков.
Необходимо отметить, что кредиты МСБ показывают положительную динамику с 2020 года, что во многом обусловлено мерами регуляторного стимулирования и реализуемыми программами государственной поддержки развития предпринимательства, предоставляющими предпринимателям возможность субсидирования процентных ставок и получение гарантии при недостаточности залогового обеспечения. В текущем году было принято решение о продлении действия программы «Экономика простых вещей» до конца 2023 года, были расширены лимиты финансирования банков по данной программе, уровень субсидий был привязан к базовой ставке.
Кредиты крупному бизнесу в текущем году выросли на 2,7%, до 3,3 трлн тенге. Более медленные темпы роста крупного бизнеса в сравнении с кредитами МСБ связаны с крупными погашениями в текущем году, а также продолжением списания займов в рамках планов по снижению стрессовых активов.
По поручению главы государства в целях поддержания кредитования экономики в текущих макроэкономических условиях Агентством приняты новые меры стимулирования регуляторного характера.
Важнейшим фактором для повышения кредитной активности банков является достаточный запас капитала. В этой связи Агентством были снижены коэффициенты риск-взвешивания по займам МСБ до 50%, что будет способствовать увеличению кредитования данного сегмента.
В целях уменьшения давления на ликвидность банков и высвобождения дополнительных средств для кредитования бизнеса значения нормативов ликвидности и фондирования снижены с 1 до 0,8.
Учитывая непростую ситуацию и дефицит качественных залогов у субъектов бизнеса, в особенности МСБ, смягчены требования к залоговой политике банков путем повышения коэффициентов ликвидности по залогам в виде недвижимости и земельных участков, оборудования, готовой продукции и ТМЗ, денежных средств, поступающих в будущем по договорам ГЧП и off-take контрактам. Кроме того, расширен перечень ликвидного обеспечения за счет гарантий финансовых институтов с высоким рейтингом.
Таким образом, реализуемые Агентством меры регуляторного стимулирования направлены на поддержание баланса между обеспечением финансовой стабильности и поддержанием роста кредитования реального сектора экономики.
На системном уровне кредитование экономики сдерживается структурными проблемами, характерными для банковского и реального секторов экономики. Это, прежде всего, слабая диверсификация пассивов и дефицит стабильных долгосрочных фондов у банков, закредитованность предприятий реального сектора, а также законодательные барьеры, снижающие эффективность механизмов залога и урегулирования несостоятельности.
Для обеспечения качественного роста кредитования необходима реализация последовательной и скоординированной макроэкономической политики, направленной на обеспечение ценовой и финансовой стабильности, сбалансированности фискальной политики, устойчивости предприятий реального сектора и банков, а также повышение эффективности механизмов залога и института банкротства.