USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
97055.90$
-23.600

В Казахстане одна из самых высоких по СНГ гарантия по депозитам

КФГД выплатил вкладчикам девяти ликвидируемых банков более 114,3 млрд тенге

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Валерий Аяпов

Фото: Валерий Аяпов

За несколько лет Казахстанский фонд гарантирования депозитов реформировал процесс выплат вкладчикам банков, лишенных лицензии. Теперь казахстанцы не должны ждать решения судов и могут получать выплаты в течение 6-8 рабочих дней с даты лишения банков лицензии. Невостребованные суммы в ликвидируемых банках переходят на счета казахстанцев в ЕНПФ. Председатель КФГД Адиль Утембаев рассказал о последних событиях и текущей работе фонда.

 - Адиль Нурланович, как известно, осуществлением выплат гарантийного возмещения вкладчикам ликвидируемых банков занимается Казахстанский фонд гарантирования депозитов. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом.

- Все депозиты, которые были открыты вкладчиками в банках второго уровня-участниках нашей системы, гарантируются с момента заключения договора банковского счета или вклада. То есть вклады казахстанцев находятся под защитой КФГД в пределах максимальной суммы гарантийного возмещения, установленной законодательством.

В случае лишения банка лицензии на проведение всех банковских операций, согласно Закону об обязательном гарантировании депозитов, КФГД принимает на себя обязательства по осуществлению выплаты гарантийного возмещения вкладчикам банков.

В настоящее время в Казахстане 9 ликвидируемых банков: АО «Валют-Транзит Банк», «Казинвестбанк», Delta Bank, Qazaq Banki, «Эксимбанк Казахстан», «Банк Астаны», Tengri Bank, AsiaCredit Bank и Capital Bank Kazakhstan.

Исторически первые выплаты начались в далеком 2007 году, и на протяжении всего последующего времени КФГД выполнял свои ключевые функции по возврату средств вкладчикам данных банков.

- О каких результатах в цифрах мы можем говорить сейчас, когда в стране завершены выплаты по всем девяти ликвидируемым банкам? Сколько всего КФГД выплатил вкладчикам этих банков?

- По последним изменениям в законодательство с 1 мая 2021 года выплата гарантийного возмещения осуществляется в течение одного года с даты начала выплат. Так, вкладчики АО «Capital Bank Kazakhstan», по которым выплата началась 3 июля 2021 года, могли получить гарантийное возмещение по 3 июля 2022 года включительно, а вкладчикам остальных 8 банков, по которым КФГД уже осуществлял выплаты до указанных  законодательных изменений, была предоставлена дополнительная возможность получить свои деньги до 1 мая 2022 года. Таким образом, на сегодняшний день завершился срок выплаты гарантийного возмещения по всем банкам, находящимся в процессе ликвидации.

На дату завершения выплат Казахстанский фонд гарантирования депозитов выплатил вкладчикам девяти ликвидируемых банков более 114,3 млрд тенге, что составило более 99% от общего размера обязательств КФГД. Свои средства получили порядка 419 тыс. вкладчиков.

При этом, как показала практика, в основном вкладчики ликвидируемых банков обращались за получением суммы гарантии в первые месяцы выплат.

- Назовите, пожалуйста, минимальную и максимальную сумму выплаты.

- Расчет суммы гарантийного возмещения осуществляется временной администрацией или ликвидационной комиссией каждого банка и зависит от максимального размера гарантийного возмещения, установленного для каждого вида депозита на дату наступления страхового случая, а также наличия у вкладчика иных обязательств перед банком, например кредита.  Так, за весь период выплат минимальная сумма выплаты составила менее 1 тенге, а максимальная - 15 млн тенге.

- Что стало с суммами гарантийного возмещения, которые не были востребованы вкладчиками?

- Невостребованные в течение срока выплаты суммы гарантийного возмещения согласно Закону об обязательном гарантировании депозитов были переведены на индивидуальные пенсионные счета вкладчиков в ЕНПФ в качестве их добровольных пенсионных взносов. Перечисление невостребованной суммы осуществлено по тем вкладчикам, чьи персональные данные соответствовали сведениям, имеющимся в ЕНПФ. Также вкладчику необходимо было иметь действующий документ, удостоверяющий личность, и индивидуальный пенсионный счет с пенсионными накоплениями.

- Могут ли вкладчики получить гарантийное возмещение после завершения срока выплат? Что для этого нужно сделать?

- Получить свои средства, которые не были востребованы в течение срока выплат, могут вкладчики, имеющие уважительные причины, в том числе вкладчики, чьи средства уже были переведены в ЕНПФ.

Согласно законодательству, в перечень уважительных причин входят следующие обстоятельства, препятствовавшие обращению вкладчика в период срока выплат: поступление на воинскую службу, нахождение за пределами Казахстана или в местах лишения свободы, принятие наследства, иные причины, связанные с приобретением или открытием наследства, и другие обстоятельства, установленные судом.

Обратиться в КФГД за выплатой по уважительной причине можно, пока не завершится ликвидационный процесс по каждому банку, или пока вкладчик не воспользуется своим правом на пенсионные выплаты за счет добровольных пенсионных взносов, в случае перечисления его средств в ЕНПФ. При себе вкладчику необходимо иметь документы, подтверждающие уважительную причину, и заполнить заявление установленной формы. Пакет документов можно также направить на почтовый адрес фонда, нотариально заверив подпись на заявлении.

- Подводя итоги, можете рассказать, с какими вызовами приходилось сталкиваться КФГД в своей деятельности? Как за последние годы изменилась система гарантирования депозитов в Казахстане?

- На протяжении длительного времени была проведена основательная работа по организации выплаты вкладчикам каждого ликвидируемого банка, в ходе которой возникали и трудности. Приведу в пример страховые случаи 2018 года по АО «Qazaq Banki» и АО «Банк Астаны», ставшими серьезным испытанием для системы гарантирования депозитов. В данных банках были депозиты более чем 280 тыс. вкладчиков, из-за ожидания вступления в законную силу решений судов о ликвидации банков вкладчики не имели доступа к своим деньгам более пяти месяцев.

Для исключения длительных ожиданий выплат и защиты интересов вкладчиков КФГД совместно с Национальным банком РК были инициированы законодательные изменения, согласно которым с 2020 года выплата гарантийного возмещения начинается не позднее 35 рабочих дней с даты лишения банка лицензии и не зависит от даты вступления в законную силу решения суда о ликвидации банка. Так, с указанного периода КФГД предоставляет вкладчикам возможность получения своих денег в рекордно короткие сроки – в течение 6-8 рабочих дней с даты лишения банков лицензии. Оперативная организация выплаты также стала возможна благодаря решению о непроведении P&A, принятому в короткие сроки временной администрацией банка совместно с уполномоченным органом (по законодательству на данное решение отводится 20 рабочих дней).

Вместе с тем, принимая во внимание наличие большого количества «спящих» счетов с незначительными остатками и пассивное обращение вкладчиков за их получением, КФГД была проведена работа по оптимизации порядка выплаты гарантийного возмещения. С 1 мая 2021 года изменился порядок выплаты в части установления срока выплаты в один год и передачи невостребованных в течение указанного срока сумм гарантийного возмещения в ЕНПФ на пенсионные счета вкладчиков. Так, после завершения выплат по всем девяти ликвидируемым банкам КФГД перевел в ЕНПФ 830,5 млн тенге невостребованных средств. При этом ЕНПФ данные суммы не подлежат налогообложению, а также инвестируются и приносят вкладчикам дополнительный доход.

Помимо прочего, КФГД в ответ на внешние вызовы и внутренние экономические факторы в целях обеспечения максимальной защиты вкладов казахстанцев с 2003 года 5 раз увеличивал сумму гарантии по депозитам физических лиц.

Так, к примеру, в 2003 году сумма гарантийного возмещения по депозитам в тенге составляла 400 тысяч тенге, сегодня она достигает 10 млн тенге. А с января 2022 года в целях повышения сохранности долгосрочных депозитов казахстанцев сумма гарантии по сберегательным депозитам в тенге была повышена до 20 млн тенге.

При этом беспрецедентным событием, не имеющим аналогов в общемировой практике, стало повышение гарантии с 700 тыс. до 5 млн вкладчикам Валют Транзит Банка. Напомню, КФГД с 2007 года возместил вкладчикам данного банка их депозиты в пределах 700 тысяч тенге (это максимальная сумма гарантии по законодательству 2007 года). Однако, принимая во внимание социальную напряженность и беспокойство вкладчиков Валют-Транзит Банка, КФГД осуществил дополнительные расчеты, выплатив вкладчикам банка гарантию в размере до 5 млн тенге.

Стоит заметить, что размер гарантии по депозитам в Казахстане один из самых высоких среди других стран СНГ. Если посмотреть отношение размера гарантии к ВВП на душу населения, то по сберегательным депозитам в тенге он превышает ВВП на душу населения в 4,6 раза, а по другим видам вкладов в национальной валюте — более 2 раз. При этом, согласно международным рекомендациям, размер гарантии должен находиться в пределах 1-2 ВВП на душу населения.

КФГД намерен и далее продолжать совершенствовать систему гарантирования депозитов, используя передовые международные практики в целях поддержания доверия граждан к банковской системе.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.