Каждую неделю Федеральный резерв США и Европейский центральный банк делают новые вливания ликвидности в мировую банковскую систему. Размер средней процентной ставки по суточным ссудам в штатах гораздо ниже 5,25% в год, до сих пор являющейся официальной целью ФРС.
Но рынок суточных ссуд сегодня разделен на три сегмента. Считающиеся надежными банки могут получить ссуды с процентной ставкой гораздо ниже 5,25%. Однако банки, у которых могут возникнуть проблемы с ликвидностью, и которые, согласно пожеланиям Федерального резерва, должны иметь возможность получать ссуды с процентной ставкой в 5,25%, берут взаймы у самого Федрезерва по ставке в 5,75%, равно как и некоторые крупные банки, которым требуется большая ликвидность, но которые считают, что не смогут достичь этой цели без негативных последствий для рынка.
Такая разница в стоимости суточных ссуд на финансовых рынках для банков, чья деятельность регулируется государством, является признаком потенциального кризиса. Пока что надбавка невелика: для суточной ссуды в размере $100 млн. даже разница в размере процентной ставки в одну процентную точку составляет всего $3 тыс. Это отражает небольшую, по мнению рынка, степень вероятности финансового кризиса с банкротствами и случаями неплатежеспособности банков. Однако в обычных условиях надбавки вообще не существует.
Тот факт, что даже банки столкнулись с небольшим кризисом ликвидности, говорит о существовании более серьезных проблем с ликвидностью для менее жестко регулируемых финансовых организаций, и еще более серьезного кризиса ликвидности для промышленных компаний и компаний, занимающихся недвижимостью. Трудно представить, что промышленники сегодня не откладывают заказы на средства производства, и что продажи новых домов в Америке не идут на спад.
Как ФРС ведет себя в этой ситуации? Осторожно. Десять лет назад Алан Гринспен сравнил свои проблемы с управлением кредитно-денежной политикой с ситуацией, когда водитель новой машины при ее внезапной остановке открывает капот и не знает, что ему делать. Изменения в финансовой системе были настолько значительными.
Действия Федерального резерва включали то, что его бывший директор Ларри Мейер называет «инструментами ликвидности», в отличие от кредитно-денежной политики, основанной на регулировании процентных ставок. ФРС надеется, что сможет справиться со сложившейся ситуацией без необходимости спасения ликвидности рынка путем понижения процентных ставок, что, как он опасается, может привести к нездоровому повышению уровня расходов. Федрезерв все еще полагает, что ликвидность и уверенность могут быть восстановлены быстро, и что лето 2007 года послужит для будущих экономистов примером того, насколько оторванными могут быть финансовые рынки от потоков расходов и производства в реальной экономике.
Я считаю, что Федеральный резерв ошибается: последствия сегодняшней паники, вызванной проблемами с ликвидностью, означают, что через год мы, скорее всего, будем жалеть, что Федрезерв не предоставил стимул для повышения уровня расходов в этом месяце.
Причина заключается в том, что здоровый уровень расходов и производства больше не зависит исключительно от надежности банковской системы и уверенности общественности в ее стабильности. Сегодня банковская система – это гораздо больше, чем ряд организаций, официально называющихся «банками» и жестко регулирующихся центральными банками и казначействами.
Банк – это учреждение, (а) принимающее депозиты, (б) предоставляющее займы, (в) уверяющее своих вкладчиков, что их деньги (его платежные обязательства) более ликвидны, чем его активы, (г) получающее в результате чистые проценты и (д) в большинстве случаев ничем не рискующее. Эти депозиты могут носить форму заработных плат отдельных лиц, а займы могут выдаваться малым предприятиям. Или же депозиты могут быть в форме потребительских ценных бумаг, выпущенных KKRAtlanticFinancing, а займы могут быть траншами субстандартных кредитов в виде облигаций, обеспеченных долговыми обязательствами, которые KKRAtlanticFinancingдержит в своем портфеле. Или же депозиты могут быть инвестициями в фонды D.E. Shaw, а займы могут быть сложными производными ценными бумагами, составляющими портфель D.E. Shaw.
Во всех этих случаях держателям долга – то есть вкладчикам – была обещана ликвидность, однако данное обещание невозможно сдержать, если оно хоть раз было поставлено под сомнение. Именно так сейчас и происходит.
Центральные банки должны сосредоточиться не только на поддержании ликвидности рынков. В будущем даже ликвидные рынки предпочтут меньшее количество операций, чем еще два месяца назад. Так что центральные банки также должны сосредоточиться на том, как уменьшение объема денег, проходящих через финансовые рынки, повлияет на уровень расходов, и насколько они должны понизить ставки процента и увеличить денежную массу, чтобы компенсировать это воздействие.