Как развивался фондовый рынок Казахстана в 2021 году? Какие законодательные изменения и нововведения произошли в секторе за последнее время? И что ожидает рынок ценных бумаг в уже наступившем году? Об этом в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказала председатель правления АО «Казахстанская фондовая биржа» (KASE) Алина Алдамберген.
- Алина Утемисовна, подводя итоги 2021 года, какие значимые события на фондовом рынке Казахстана вы могли бы выделить?
- Пандемия ускорила ряд глобальных трендов, наиболее заметными из которых можно назвать повсеместный рост базы розничных инвесторов, ускоренный переход к зеленой повестке и цифровизацию.
С конца прошлого года на локальном рынке отмечается резкий приток розничных инвесторов. Например, за 11 месяцев 2021 года по сравнению с 2020 годом количество ежедневных сделок, проходящих на KASE, выросло в 2,4 раза, количество активных счетов – в 2,9 раза. Если в 2020 году на рынке акций ежедневно заключалось порядка 800 сделок со средним объемом 1,2 млн тенге, то за 11 месяцев 2021 года их количество выросло до 1,8 тыс. со средним объемом одной сделки 0,5 млн тенге, что говорит о возрастающей заинтересованности розничных инвесторов в инструментах фондового рынка.
Основываясь на успешном опыте фондовых площадок в других странах, с 15 ноября 2021 года мы запустили торги иностранными акциями в новом секторе KASE Global, где в настоящее время торгуется более 40 наиболее ликвидных акций иностранных компаний. За период с 15 ноября по 15 декабря было заключено более 2,8 тыс. сделок с общим объемом торгов 5,1 млрд тенге. Средний объем одной сделки составлял порядка 1,8 млн тенге. У розничных инвесторов особой популярностью пользовались акции 6 наименований: Moderna, Tesla, Pfizer, Citi, Boeing и Salesforce.
К сожалению, состоялся делистинг акций АО «Kazminerals», ценные бумаги которого на протяжении последних нескольких лет выступали одним из основных драйверов роста. Это, впрочем, не помешало капитализации рынка акций вырасти с начала 2021 года на 58% при поддержке акций АО «Казатомпром» и представителей банковского сектора – АО «Банк ЦентрКредит», АО «Народный Банк» и АО «Kaspi.kz». Объем торгов индексными акциями, без учета крупных сделок, возрос с 36,9 млрд тенге за 2020 год до 52,6 млрд тенге.
На первичном рынке долгового капитала на последнюю отчетную дату отмечалось снижение торгов на 41,5%, которое было вполне закономерным, учитывая, что в прошлом году квазигосударственные организации привлекли рекордный объем средств с целью поддержания экономики. При этом на вторичном рынке объем торгов вырос на 367,6 млрд тенге или 94,2%. В данном тренде свою роль сыграло расширение списка ценных бумаг, доступных в качестве залогового обеспечения на рынке репо. Еще одним интересным трендом стал выход микрофинансовых организаций на рынок капитала. В 2020 году Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) разрешило микрофинансовым компаниям привлекать долговое финансирование на фондовом рынке, а KASE упростила процедуры для размещения субъектов МСБ на своей площадке. Уже к концу ноября 2021 года на KASE было размещено 16 выпусков 12 микрофинансовых организаций, в том числе два выпуска, деноминированных в долларах. К слову, возможность выпускать на KASE ценные бумаги, деноминированные в иностранных валютах, также является одним из нововведений 2021 года, и микрофинансовая организация «Кредит Time» первой воспользовалась такой возможностью.
- Насколько казахстанский рынок был привлекателен для иностранных инвесторов?
- Возросший объем свободной денежной массы способствовал росту интереса иностранных инвесторов к вложению в экономики развивающихся стран, в том числе в Казахстан. Доля нерезидентов в брутто-обороте на рынке корпоративных облигаций выросла с 5,8% в 2020 году до 10,1% за 11 месяцев 2021 года. На рынке ГЦБ в ноябре текущего года был зафиксирован рекордный объем вложений в локальные ценные бумаги - 863 млрд тенге или 5,6% от общего объема ГЦБ. Между тем объем торгов на рынке ГЦБ по итогам 11 месяцев 2021 года снизился до 3 326,7 млрд тенге против 4 500,6 млрд тенге за аналогичный период прошлого года вследствие уменьшения объема размещений со стороны Министерства финансов РК.
- Паевые инвестиционные фонды продолжают набирать популярность среди инвесторов?
- Да. Объем торгов ПИФами растет в геометрической прогрессии с тех пор, как в 2020 году регулятор снял ограничения на допуск бумаг инвестиционных фондов на KASE. Если за 2020 год на площадке Казахстанской фондовой биржи объем торгов этими инструментами составлял 20,3 млрд тенге, то за 11 месяцев 2021 года он уже достиг 36,0 млрд тенге.
Вместе с тем количество бумаг в секторе паевых инвестиционных фондов KASE в 2021 году увеличилось с 16 до 23 инструментов. В частности, в списке появились новые ПИФы под управлением АО «Halyk Finance», АО «BCC Invest», АО «First Heartland Jusan Invest», ООО «Восток-Запад», а также ETF на глобальные акции золотодобывающих компаний и компаний из сектора чистой энергетики.
- А если говорить про новые направления?
- Это сектор ESG-облигаций. В 2021 году он продолжил расти. Однако в размещении такого рода облигаций участвуют пока только международные финансовые организации и национальные институты развития, но в целом мы видим, что тренд положительный.
В 2021 году Азиатский банк развития разместил на KASE гендерные облигации, фонд «Даму» - социальные облигации, Евразийский банк развития - по одному выпуску гендерных и социальных облигаций на рекордные 40 млрд тенге.
Ценные бумаги из сектора ESG главным образом пользуются популярностью за высокие кредитные рейтинги и стабильные финансовые показатели.
Также хочу отметить, что на рынке деривативов 7 июля 2021 года KASE запустила новую торгово-клиринговую систему SPECTRA. На текущий момент в ней проводятся торги беспоставочными фьючерсами на четыре базовых актива: курс доллара США к тенге, простые акции Народного банка и «Казатомпрома» и индекс KASE. Также планируется запустить трехмесячные фьючерсы на некоторые акции по доллару. Объемы торгов в данном секторе пока скромные, для его развития нужны большая ликвидность и высокий уровень профессионализма участников. KASE сейчас работает над программой маркетмейкерства в этом сегменте.
- Какие законодательные нововведения были внедрены в секторе, и как он под них адаптировался?
- Во-первых, хочу отметить, что еще в 2020 году регулятором была начата большая работа по предоставлению брокерским компаниям возможности дистанционного оказания услуг и удаленной идентификации клиентов. Инициативу быстро подхватили профессиональные участники рынка - в настоящее время 10 из 20 казахстанских брокерских организаций предоставляют свои мобильные приложения для розничных инвесторов, причем некоторые реализуют этот сервис через инфраструктуру материнских банков. Количество новых счетов, открытых в Центральном депозитарии, за 11 месяцев 2021 года превысило 81 тыс., в то время как за весь 2020 год было открыто всего 17,4 тыс. счетов.
С ростом розничной базы остро встала проблема появления на рынке мошеннических инвестиционных компаний. В прошлом году АРРФР внесло поправки, запрещающие нелицензированным компаниям предоставлять рекомендации по заключению сделок с ценными бумагами, а также опубликовало список организаций, имеющих признаки нелегальной деятельности (признаки нелицензированного инвестиционного посредника, финансовых пирамид). В перечень вошел 121 субъект, из них 56 являются финансовыми пирамидами, а еще 56 – нелегальными инвестиционными посредниками.
Также актуальна на сегодняшний день задача по привлечению компаний малого и среднего бизнеса для кредитования на фондовом рынке. KASE совместно с институтами развития – фондом «Даму» и Казахстанским институтом стандартизации и метрологии (КСМ), АРРФР и МНЭ разработана программа финансирования МСБ с помощью инструментов фондового рынка, которая стартует как раз с января 2022 года.
Одной из главных целей остается работа по повышению интереса инвесторов, в частности иностранных, к государственным ценным бумагам РК. В сентябре 2021 года государственные облигации Казахстана были включены в индекс FTSE Frontier Emerging Markets Government Bond Index. Напомню, что в 2018 году казахстанские ГЦБ были включены в список ценных бумаг, рассчитываемых в международной системе Clearstream. В 2020 году международная линия расчетов была усовершенствована до «delivery versus payment».
Планомерная работа проводится и в части либерализации законодательства об инвестиционных фондах. Отмечу, что в 2018 году были исключены требования к их минимальному размеру активов и количеству держателей паев. В 2020 году паи рискового инвестирования допущены к обращению в торговой системе KASE для квалифицированных инвесторов. Внесены изменения в Налоговый кодекс РК, согласно которым, начиная с 2025 года, из доходов физических лиц, подлежащих налогообложению, будут исключаться доходы от прироста стоимости паев.
- А как вы оцениваете в целом возобновляемую программу Народное IPO?
- Развитие локального фондового рынка невозможно без вовлечения населения, граждан страны, кроме того, несмотря на то что компания является государственной, она должна управляться как частная, как компания, к которой есть публичный интерес и которая может котироваться на фондовой бирже. Сейчас подошло время реального развития фондового рынка.
Народное IPO дает возможности для населения инвестировать в стабильные компании и реальный сектор казахстанской экономики с соответствующими ожиданиями по дивидендным выплатам и росту курсовой стоимости ценных бумаг, формирует инвестиционную культуру среди населения и повышает уровень финансовой грамотности, а также население приобретает дополнительный инструмент диверсификации сбережений.
Кроме того, IPO способствует повышению прозрачности государственных компаний, размещающих акции на организованном рынке, за счет полного раскрытия информации о своей деятельности посредством прохождения процедуры листинга на KASE и далее при осуществлении деятельности в качестве листинговых компаний.
Со своей стороны, KASE уже имела опыт проведения Народного IPO крупнейших казахстанских компаний квазигосударственного сектора АО «КазТрансОйл» в 2012 году и АО «KEGOC» в 2014 году.
Успешное размещение акций АО «КазТрансОйл» и АО «KEGOC» было обусловлено проведением беспрецедентных мероприятий для всей инфраструктуры фондового рынка Казахстана. Для KASE это стало уникальным шансом поднять операционную деятельность на качественно новый уровень и подготовить свою инфраструктуру к дальнейшему развитию и последующим размещениям компаний.
И биржа с этим вызовом успешно справилась – за все время проведения подписки на KASE не произошло ни одного технического или операционного сбоя. Благодаря отлично спланированным и организованным этими компаниями и их консультантами роудшоу не только в крупных городах, но и во всех регионах Казахстана IPO были очень успешными.
На акции АО «КазТрансОйл» в ходе IPO было подписано 34 676 физических лиц и 10 пенсионных фондов, общее количество поданных заявок составило 34 687 на общую сумму 59,4 млрд тенге. Спрос превысил предложение более чем в два раза. В результате IPO 10% акций АО «КазТрансОйл» было привлечено 27,9 млрд тенге. В структуре инвесторов данного IPO 79% пришлось на физических лиц, 20% – на пенсионные фонды.
На акции АО «KEGOC» в ходе IPO было подписано 41 989 физических лиц и АО «ЕНПФ», общее количество поданных заявок составило 41 991 на общую сумму 16,7 млрд тенге. Спрос превысил предложение в 1,3 раза. В результате IPO 10% акций АО «KEGOC» было привлечено 13,1 млрд тенге. В структуре инвесторов данного IPO 72% пришлось на физических лиц, 26% – на ЕНПФ.
Учитывая весь спектр положительных моментов Народного IPO, KASE поддерживает необходимость проведения IPO национальных компаний и готова всесторонне способствовать его успешному внедрению, предлагая все необходимые для этих целей условия: налаженную торгово-клиринговую инфраструктуру, выстроенные бизнес-процессы и обширный практический опыт, развитую клиентскую базу.
- Какие ваши прогнозы и ожидания в целом по рынку ценных бумаг на 2022 год?
- Резюмируя все озвученные события и факты 2021 года, мы ожидаем в новом году продолжение наметившихся трендов: увеличение участия на фондовом рынке со стороны розничных инвесторов на фоне включения на KASE новых инструментов и проведения IPO.
Очень важным в контексте мировой зеленой повестки и целей по достижению углеродной нейтральности является развитие зеленого финансирования и финансирования иных проектов устойчивого развития.
Мировая практика показывает, что компании, приверженные целям устойчивого развития, оказываются более подготовленными к возникающим внешним вызовам и защищенными от влияния негативных факторов.
Уже сейчас факторы ESG стали неотъемлемой частью анализа компаний и влияют на их рейтинги, включая кредитный рейтинг, так как позволяют в полной мере оценить риски и возможности бизнеса и повышают прозрачность информации для принятия инвестором инвестиционных решений. От показателя ESG зависят и репутация компании, и ее оценка инвесторами, контрагентами, клиентами и сотрудниками.
Сегодня в мире сектор зеленых облигаций представляет собой перспективный и быстрорастущий сегмент глобального финансового рынка, их размещение активно поддерживается иностранными фондовыми биржами.
KASE также рассматривает вопросы создания новых продуктов и сервисов в области устойчивого развития и их применения на казахстанском финансовом рынке.
В прошлом году мы успешно закончили реализацию Стратегии развития биржи на 2019-2021 годы. Недавно была утверждена новая стратегия на 2022-2024 годы. Дальнейшие направления развития KASE сформированы с учетом мировых и локальных макроэкономических тенденций, мер государственной политики и направлений государственных программ, лучших мировых практик развития фондовых бирж.
Среди приоритетных направлений, которые легли в основу новой стратегии, мы выделили, во-первых, повышение ликвидности на биржевых рынках KASE, в рамках которого как раз ставим задачу по расширению сегмента МСБ в качестве эмитентов на фондовом рынке. Кроме этого, наращивание ликвидности планируем осуществлять за счет расширения продуктовой линейки, увеличения базы розничных, иностранных и институциональных инвесторов, развития ESG-финансирования.
Во-вторых, в прошлом году мы запустили услуги Центрального контрагента, следующим этапом станет приведение его услуг в соответствие с лучшими мировыми практиками. Предполагается выделение его функционала в отдельную дочернюю организацию, выстраивание системы риск-менеджмента, бизнес-процессов, получение международного признания.
В-третьих, мы планируем продолжить автоматизацию наших сервисов, привести наши технологии и информационную безопасность к уровню международных стандартов.