Казахстанский сектор франчайзинга увеличивается в среднем на 10-12% в год. Несмотря на кризис, сектор показывает стабильный прирост с 2002 года. Только за 2012 год открылись десятки новых франчайзинговых точек. На сегодняшний день в стране работают около 450 франчайзинговых систем, количество участников сети - от 1 до 10.
Наибольшая емкость рынка обеспечивается за счет крупных брендов, таких как гостиничный или ритейл бизнес. Но рынок так называемых «малых франшиз» с небольшой стоимостью входа тоже набирает обороты.
В первую очередь, рост объясняется ростом экономики и общим расширением потребительского сектора. Сектор франчайзинга по экспертным оценкам заполнен на 20%, что показывает потенциал для дальнейшего роста.
Интеграция в Таможенный Союз позволяет расти сектору, как за счет российских франшиз, так и за счет иностранных франшиз, действующих через российскую мастер-франшизы. О сублицензионности отечественного рынка говорилось не раз. Конечно, существует немало барьеров, тормозящих развитие сектора. Среди них - нехватка кадров. Франчайзинговый сектор все еще остается некой «террой инкогнитой» для многих казахстанцев, в ВУЗах отсутствует подготовка специалистов по данной отрасли. А между тем годовой оборот сектора перевалил за 2 млрд. долларов. Особый дефицит сектор испытывает по следующим категориям: юристы по Интеллектуальной собственности, а особенно по вопросам уступки Товарного знака, консультанты по франчайзингу, специалисты по бренду, менеджеры по продажам и маркетологи по франчайзингу.
Кроме того, основные франчайзинговые точки сосредоточены в крупных городах, и бизнес пока не выходит за рамки мегаполисов. Сети практически не развиваются в регионы, нет связи крупного столичного и среднего регионального бизнеса. Хотя, на примере развитых стран, очевидно, что франчайзинг – это не только бренды крупного города, но и сети в маленьких городках. Конечно, нельзя не учитывать плотность населения и расстояния между населенными пунктами в Казахстане. Но опыт Канады показывает, что плотность франчайзинговых точек в регионах может быть высока и в странах с небольшим населением и большими расстояниями.
Городская инфраструктура. Города спланированы по советской архитектуре с основной нагрузкой на центр. Автономные микрорайоны с развитой предпринимательской инфраструктурой не предусмотрены по генплану. В этих условиях наиболее перспективным с точки зрения бизнеса, и франчайзинга в том числе, являются строящиеся города, как например Астана, где соответствующие площади заложены уже в самом генплане.
Торговые площади. До сих пор ощущается нехватка качественных торговых площадей и фудкортов для полноценного открытия франчайзинговых точек. На сегодняшний день кроме Мегацентра и пару других моллов, в городе трудно найти подходящие торговые площади для международных брендов ритейла или фастфуда.
Доступ к финансам. Франчайзинговые проекты, несмотря на положительную статистику успешности и устойчивости к кризису, не пользуются популярностью у кредитных организаций. Учитывая стандартные требования к залогу, банки не воспринимают нематериальные активы как залог, в то время как в западных странах кредиты под известный бренд - стандартная практика. А большинству франчайзинговым проектам-стартапам суждено так и остаться проектами на бумаге в силу неразвитости альтернативных источников финансирования, таких, как например – институты бизнес ангелов.
Система поставок. Требования франчайзинговых брендов к поставкам и составляющим очень высокие. Это касается и продуктов питания в случае с фастфудом, и готовой продукции, сырья и полусырья в случае с розницей и другими франчайзинговыми линиями. Отлаженная логистика – ключевой фактор в развитии франчайзинга.
Законодательство. До сих пор существуют неточности в юридической формулировке термина и в практическом применении франчайзингового договора. Закон о франчайзинге (комплексная предпринимательская лицензия) от 2002 года, наследница Главы 45 Гражданского Кодекса, позволяет предпринимателям не регистрировать в франчайзинговый договор в Минюсте. Но согласно Закону Республики Казахстан "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" договор о передаче права на товарный знак или лицензионный договор должен быть заключен в письменной форме и зарегистрирован в уполномоченном органе. В основе франчайзингового договора лежит уступка, передача товарного знака лицензиату. Помимо этого, не всегда юридически точно можно определить статус франчайзингового договора.
Вышеуказанный перечень барьеров является не полным, тем не менее, франчайзинговый сектор показывает прекрасную перспективу к росту. На сегодняшний день на рынке Казахстана все еще сохраняется дефицит инвестиционных объектов, что побуждает розничных франчайзинговых инвесторов (частных предпринимателей) и крупные инвестиционные фонды использовать франчайзинг как инвестиционный инструмент. Спрос на успешные франшизы растет, а ниши все еще свободные, поэтому в скором времени мы можем наблюдать приход мелких и крупных игроков на рынок.
Хотелось бы обозначить ряд трендов, которые будут актуальны на рынке франчайзинга в ближайшее время:
Если раньше на рынке превалировали американские бренды, то сегодня лидерство перешло на российские по происхождению франчайзинговые системы;
В первую очередь казахстанских покупателей франшиз интересует ритейл, в частности – т.н. сегмент модной одежды и обуви. Но брендированный ресторанный сегмент, куда входит стрит фуд, фастфуд, кафе, ресторанные концепции и т.д. формируется достаточно быстрыми темпами. Сектор пополняется как иностранными, так и отечественными франшизами. Но демократичные форматы общепита все еще дефицит;
Сегмент детских услуг и товаров растет как за границей, так и на казахстанском рынке;
Ряд сегментов, таких как автоуслуги, логистика, придорожная инфраструктура, фитнес центры, здоровое питание и медицинские услуги будут расти в ближайшее время, так как тенденция перехода от т.н. «No name» к брендам очевидна;
Все больше казахстанских франшиз осваивают иностранные рынки. Это и модельеры, рестораторы, а также решения в области финансов и логистики;
Социальные франшизы получают свою нишу на рынке. К социальным франшизам относятся как франшизы, ориентированные на социально-уязвимые слои, так и недорогие франшизы, позволяющие решать проблемы занятости сектора.
Польза развитого франчайзингового сектора сегодня не требует каких-то доказательств, об этом свидетельствует опыт развитых странах, где франчайзинг стал индикатором успешной экономики. Но следует заметить, что франчайзинг не является решением всех проблем предпринимателя, и не каждый проект априори может быть успешным и выгодным. Несомненно, иностранные франшизы, имеющие многолетний опыт и историю развития, являются выгодным для предпринимателя. Но каждый случай индивидуален, и работа с лицензиаром с высокими франчайзинговыми платежами не всегда является прибыльной, а в некоторых случаях выгодней открывать собственную сеть. В целом, для экономики выгодным является не импорт товаров, а трансфер технологий для производства, и в этом отношении наиболее полезным можно считать т.н. производственный франчайзинг, где франчайзи импортирует технологию производства товара, а не сам товар.
Казахстанский сектор франчайзинга
Казахстанский сектор франчайзинга увеличивается в среднем на 10-12% в год. Несмотря на кризис, сектор показывает стабильный прир...
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.