Тренд на экологичность уже десятилетиями поддерживают развитые страны, развивающиеся же пока только постигают «зеленые» технологии. По различным оценкам, в 2015 году доля возобновляемой энергии в Германии составляла не менее 30%, к 2050 году планируется увеличить эту планку до 100%. В Казахстане ситуация более чем критичная. По оценкам экспертов, доля возобновляемой энергии у нас едва достигает 0,6%, к 2050 году государство планирует довести этот лимит до 50%. Между тем в Алматы, который является главным донором госбюджета, до сих пор нет ни одного экоофиса, который бы использовал на полную мощь «зеленые» технологии. Впрочем, в 2016 году один такой объект должен появиться в мегаполисе. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz учредитель компании «Учет.kz» Максим Барышев рассказал, выгодно ли строительство экоофиса, сколько оно стоит, где он искал специалистов и можно ли переделать обычное помещение в формат эко.
- Максим, как вы решились передислоцировать вашу команду «Учет.kz» в экоофис? Насколько я знаю, это была ваша идея построить объект с «зелеными» технологиями.
- Мне всегда хотелось сделать этот мир чище. О проблемах экологии в Алматы я задумывался еще в школе. Классе в пятом или шестом нам задали написать сочинение на свободную тему, и я выбрал тему экологии. В то время я жил на пересечении улиц Сейфуллина и Рыскулова, недалеко от ТЭЦ. В этом районе зимой можно было увидеть черный снег, и это настораживало.
- Что вы предлагали изменить в Алматы?
- Конечно, в то время мои предложения по улучшению экологии были просты. В первую очередь мне хотелось, чтобы в Алматы было посажено как можно больше деревьев, а ТЭЦ перевели на экологически чистое топливо. Но всерьез я задумался о том, как могу помочь любимому городу, в 2011 году, после сильнейшего урагана, когда ветром было снесено множество деревьев в урочище Медеу. Именно в тот момент появилась мысль передислоцировать офис компании «Учет.kz» из арендуемого помещения в собственное здание формата эко. Начался длительный период поиска земли под строительство. Более года ушло на то, чтобы спроектировать и согласовать проект экоофиса.
После просчетов экологических составляющих объекта оказалось, что применение «зеленых» технологий обходится не так дорого, как мне казалось. Недавно на прошедшем Инновационном форуме мне сказали, что у моего экоофиса пока нет аналогов в Алматы. Конечно, в мегаполисе есть похожие экопроекты, но их «начинка» значительно отличается от составляющих моего объекта, там не такое ощутимое вливание «зеленых» элементов.
- Вы привлекали казахстанских архитекторов?
- И архитекторы, и подрядчики – казахстанские специалисты. Мне хотелось довести до максимума долю казсодержания в проекте. В нашей стране тоже есть светлые умы, которые могут воплощать в действительность интересные идеи. Тут нужно учитывать, что Алматы – это специфичный город, при строительстве домов или офисов нужно особенно тщательно подходить к сейсмике. И, на мой взгляд, лучше всего разобраться с этим вопросом могут именно местные специалисты.
- Как вы подбирали архитекторов? У вас были чьи-то рекомендации?
- Да, мои знакомые и друзья порекомендовали архитекторов… Мы пообщались, и я решил, что это те люди, с которыми я готов работать.
- Был ли у них ранее опыт проектирования экообъектов в Казахстане, возможно, в Европе?
- Нет, у них не было опыта в этом направлении.
- Если бы вы строили не экоофис, то гонорары архитекторов были бы ниже?
- Практически такими же.
- Вели ли вы переговоры с иностранными архитекторами?
- Я собирал предложения от разных специалистов, в том числе и от индийцев, россиян, турок. Но пришел к выводу, что мало кто из них умеет работать с объектами, которые находятся в сейсмоопасной зоне. К тому же цена вопроса была слишком высока. Иностранные архитекторы просили за свою работу в несколько раз больше, чем казахстанские.
- Где вы черпали идеи?
- При проектировании и строительстве мы ориентировались на опыт России, ОАЭ, Европы. У арабов я познакомился с системой работы солнечных батарей, в Эмиратах - с автономной системой нагрева воды, которая используется там повсеместно, что вполне оправдано при таком количестве солнечных дней. Уточню, там нет единой городской системы отопления, нагревательные элементы устанавливаются исключительно для горячей воды. Мы изучили зарубежный опыт и адаптировали многие технологии под наш офис.
- Дождевую воду планируете использовать? Можно сказать, что сейчас это некий тренд, который прослеживается в развитых странах...
- Естественно, систему рециркуляции воды мы подсмотрели в Европе. Планируем, что дождевая вода будет использоваться в основном для канализации. Схема выглядит примерно так. Дождевая вода будет собираться на крыше, спускаться по внутреннему водостоку в специальные емкости, проходить фильтрацию, и потом она будет использоваться для слива воды в санузлах. Сейчас же в Казахстане для канализации используется обычная водопроводная вода, которую можно пить. По подсчетам, в обычных офисах около 80% потребляемой воды используется в санузлах для смыва, и только 15-20% - для мытья рук.
Повторюсь, что за счет этой технологии мы существенно сэкономим на водопроводной воде, которая поступает также в жилые дома из общегородской системы водоснабжения. В ОАЭ есть безбачковые туалеты, которые наполняются снизу. При смыве воды унитазы заполняются заново. Эта же технология будет использована в нашем офисе. Еще у нас будут установлены унитазы с двумя режимами слива, две кнопки слива позволяют использовать 3 или 6 литров воды вместо обычных восьми. На кранах в санузлах будут использованы водоэффективные насадки-распылители, они позволят экономить до 40% воды.
Система рециркуляции дождевой воды
- Система отопления также будет основана на использовании дождевой воды?
- Мы отказались от единой городской системы отопления. В экоофисе будет замкнутая система отопления, то есть мы один раз наберем водопроводную воду, и эта вода будет постоянно циркулировать по трубам.
- Вы же понимаете, что у нас дожди идут не круглосуточно...
- Конечно. В период обильных дождей избыток воды будет накапливаться в специальных емкостях — водоотстойниках, расположенных в подвале. При необходимости эту воду можно будет использовать для смыва в санузлах и полива прилегающей территории. Зимой мы будем использовать талую воду. Снег будет растапливаться либо под воздействием солнечных лучей, чему способствует темное покрытие крыши, либо с помощью специальных нагревающих тэнов.
- Сколько стоит эта система?
- Система сбережения дождевой воды, поставка и монтаж солнечных батарей в совокупности обойдутся в 5 млн тенге. Предполагается, что солнечные батареи будут мощностью до 1,5 киловатта. Но в будущем планирую увеличить их мощность в три раза.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о системе отопления...
- На первом этаже нашего офиса не будет никаких радиаторов, у нас будут полы с подогревом. По всему периметру будут размещены тонированные окна с посеребренным стеклом. На остальных этажах у нас будет система фанкойлов, которые зимой будут отдавать тепло, а летом кондиционировать.
- Какой эффект дают посеребренные стекла?
- Такие стекла обладают энергосберегающим эффектом. Они способны отражать тепловое излучение и одновременно не выпускать теплоэнергию из помещения. Уточню, эти стекла обеспечивают оптимальный микроклимат в помещении в любое время года, сохраняют необходимый баланс светопропускания и теплозащиты. Таким образом, в жаркую погоду около 58% тепловой энергии не попадет внутрь помещения. В холодное время года потеря тепла за счет специфики такого стекла снижается приблизительно с 70% до 15-20%. К тому же такие стекла защищают интерьер от выгорания. Летом можно реже пользоваться кондиционером, а зимой сохранить драгоценное тепло в помещении.
- Насколько такое стекло дороже тех, которые не имеют напыления?
- Оно дороже примерно в два раза. Например, квадратный метр стекла с серебряным напылением стоит около 15 тыс. тенге.
- За такими стеклами нужен какой-то определенный уход?
- Нет, они моются так же, как и стандартные стекла.
- Где планируете приобретать все экосоставляющие?
- Практически все сырье, используемое при строительстве, казахстанское, за исключением экооборудования. Хотели закупить солнечные батареи у завода в Астане, но пока он покрывает потребности крупных казахстанских проектов — по госзаказу. Наш проект не такой масштабный, и мы не стали ждать своей очереди. В итоге планируем приобрести солнечные батареи в Финляндии, систему климат-контроля – в Италии, системы теплых полов для первого этажа и нагрева воды от солнечной энергии закажем в Германии, кондиционирование – в Японии.
- Какова общая стоимость экоофиса?
- Общая цена проекта - 229,5 млн тенге. Сюда входит как стоимость всех материалов, так и строительно-монтажные работы. Но в эту сумму не включены затраты на покупку земельного участка и проектирование.
- Насколько ваш офис оказался дороже стандартного, где нет «зеленых» технологий?
- По нашим расчетам, без специальных экоустановок строительство офиса обошлось бы в 181,2 млн тенге, на треть дешевле экопроекта. Только на строительстве мы могли бы сэкономить 48,2 млн тенге. Но нужно иметь в виду, что экоофис покажет свою эффективность в долгосрочной перспективе и он более комфортабельнее стандартного. А главное, мы получим нечто большее: лояльность работников и снижение нагрузки на воздушный бассейн мегаполиса.
- А как насчет окупаемости?
- Универсальный офис окупается за 4-5 лет, эко - за 6-7 лет.
- Кстати, давайте затронем самый актуальный момент, на который в первую очередь обращают внимание большинство предпринимателей. Насколько дешевле обходится содержание экоофиса по сравнению со стандартным?
- Как я уже говорил ранее, мы не будем использовать единую систему городского отопления, горячего водоснабжения. То есть эти расходы уходят в ноль. Электричество частично будет использовано из городских сетей, частично оно будет поступать от солнечных батарей. В планах – полностью использовать солнечную энергию для снабжения офиса электричеством.
- Получается, что вы не делали конкретных расчетов…
- Сложно оперировать какими-то цифрами, ведь аналогов таких экоофисов, как наш в Алматы, пока нет. Между тем могу привести некоторые расчеты. Если бы мы отказались от солнечных батарей, то на содержание всего офиса в год уходило бы около 600 тыс. тенге. На солнечные батареи у нас заложено примерно 3 млн тенге. Если это учесть, то солнечные батареи окупятся за 5 лет. Все эти расчеты мы проверим в процессе эксплуатации офиса. Есть и другие моменты. Например, пока мы точно не можем сказать, будет ли в Алматы достаточно дождей, которые смогут поддерживать слив в канализацию. Может быть, дожди будут очень обильными и наши емкости для сбора дождевой воды будут всегда полными, а может, и нет… Конечно, есть вероятность, что в засушливый год воду для канализации придется брать из общегородской системы водоснабжения.
- Нужен ли для содержания офиса специальный персонал?
- Компания, которая установит все специфичные для экоофиса компоненты, и будет следить за работой всех систем.
- Давайте подробнее рассмотрим отделку вашего офиса...
- При отделке будут использоваться фасадные панели, а не кирпич или пеноблоки. Такие панели имеют размер примерно 6 на 3 метра. Они казахстанского производства. Толщина панели - 15 см, но по теплопроводности она заменяет кирпичную стену, толщина которой доходит до метра. В летнее время такая панель не дает нагреваться помещению изнутри, а в зимнее она удерживает тепло.
- Сколько стоят такие панели?
- На наше шестиэтажное здание площадью 1200 квадратных метров — около 21,5 млн тенге. Если бы фасады были сделаны из другого, не экоматериала, — 16 млн тенге. Всего мы использовали около 40 панелей.
- Какие еще экологичные элементы будут использованы в экоофисе?
- Для экономии электричества у нас в офисе также будут установлены специальные энергосберегающие нетбуки, которые потребляют энергию почти в десять раз меньше, чем стационарные компьютеры. В коридорах разместим световые установки с датчиками движения, которые будут освещать холл при приближении человека. А в рабочих помещениях установим специальные энергосберегающие лампочки.
В настоящее время мы также обсуждаем возможность приобретения газоанализаторов, специальных контролеров, которые будут мониторить объем углекислого газа в офисных помещениях. Когда объем углекислого газа будет доходить до определенного значения, вентиляция будет автоматически включаться и наполнять помещение воздухом. Эту систему мы устанавливаем для максимального комфорта сотрудников.
- Может, вы планируете снизить объем бумажного документооборота в офисе...
- Внутренний документооборот у нас уже ведется только в электронном виде. С этого года наша компания выписывает электронные счета-фактуры. Бумага будет использоваться в исключительных случаях. Например, если этого потребует законодательство. Бухгалтерская документация, договоры, накладные – все это, конечно, будет в бумажном варианте.
- В Европе сейчас все чаще вторично стали использоваться пластиковые бутылки, из них производятся различные блоки, кирпичи. Вы применяли такие технологии при строительстве офиса?
- Пока нет, в этом не было необходимости.
- По различным оценкам, в Европе вторично используется порядка 65% бумаги, в России – в лучшем случае 12–15%. Что касается отходов в целом, в европейских странах в переработку идет до 40% мусора, в России – порядка 3%. Как вы думаете, какова ситуация в Казахстане?
- В Казахстане, скорее всего, как и в России.
- Что может исправить ситуацию?
- Наша проблема заключается в том, что у нас не развита инфраструктура по переработке бумаги и пластика. Необходимая инфраструктура появится тогда, когда продукция перерабатывающих заводов станет востребованной и в сортировке мусора будут заинтересованы жители страны.
- Очень часто в скандинавских странах можно увидеть дома и офисы, на крышах которых расположены парковые зоны, палисадники. Думаю, что в Казахстане реализовать такой проект практически невозможно, нужно будет перестраивать все крыши заново или укреплять их. К тому же такой сад потребует ежедневного ухода, самое главное – это очень дорого. Вы просчитывали стоимость такого проекта?
- Просчитывал, но решил отказаться от этой задумки. Даже если ограничиться только травой, то она потребует налаженной системы орошения, ухода. Это весьма затратно.
- Сколько это может стоить?
- Если на крыше посадить только траву, то, по моим оценкам, на ее содержание будет уходить около 50-60 тыс. тенге в месяц. Это с учетом того, что эту траву нужно будет поливать, косить. Если же на крыше посадить деревья, то они могут не выдержать ветровых нагрузок и сломаться или даже упасть. На крыше экоофиса мы планируем построить фитнес-зону, чтобы наши сотрудники могли заниматься там спортом, йогой. Сейчас подбираем тренажеры, которые можно будет разместить под открытым небом.
Эскиз будущего экоофиса
- Вы просчитывали, сколько ваш экоофис выдержит баллов при землетрясении?
- Около девяти. Так, 20% нашего здания находится под землей, структура фундамента сконструирована в форме неваляшки. Что это значит? Вес здания, которое находится над землей, примерно равен весу фундамента. Даже при сильных колебаниях здание не упадет и не разрушится.
- Чья технология была использована?
- Точно не знаю, но мне ее предложили использовать казахстанские архитекторы.
- Акимат предлагал вам какую-то поддержку, возможно, налоговые льготы?
- После завершения строительства планирую обратиться в акимат и озвучить конкретные данные: сколько воды и электричества было сэкономлено. Хочется показать, что в Казахстане есть проекты, которые стоит стимулировать. В то же время у меня нет желания устраивать гонку за налоговыми льготами, передо мной не стояла и не стоит такая цель. Нужно понимать, что все наши налоги идут на строительство школ, дорог, инфраструктуры, зарплаты учителям и полицейским и если бюджет недополучит налоги, то сократится финансирование определенных сфер. Думаю, если предприниматели увидят реальную экономию от «зеленых» технологий, если такие технологии станут быстрее окупаться и подешевеют, то компании самостоятельно к ним придут. Для этого не нужны будут налоговые стимулы от государства.
- Может, где-то в Европе стимулируют экопроекты такого уровня?
- В одной из стран Евросоюза государство покупает у владельца экоофиса избытки электроэнергии. Например, предположим, что здание через солнечную батарею вырабатывает определенный объем электроэнергии и та энергия, которая не используется, может отдаваться в общую сеть. За эту отданную излишнюю электроэнергию предпринимателям платят. У нас в Казахстане пока нет такой системы. Кстати, хочется отметить, что экологичные технологии особенно могут быть востребованы в селах, где есть сложности с электроэнергией и водой.
- Не исключено, что некоторые предприниматели, прочитав про ваш опыт, захотят построить такой же офис, как у вас. Есть ли возможность демонтировать стандартный офис под экообъект или все-таки «зеленые» технологии нужно внедрять с нуля?
- Надеюсь, что мой пример замотивирует бизнес использовать при строительстве офисов экотехнологии. На самом деле многие экологичные решения можно встроить в уже готовое здание, например, систему нагрева воды, солнечные батареи. Единственное, могут возникнуть проблемы с установкой рециркуляции воды — ее лучше устанавливать на этапе строительства объекта. Вообще, если каждый алматинский предприниматель высадит хотя бы по одному дереву и будет за ним ухаживать – это уже станет большим подспорьем для улучшения экологии в городе. Это не так дорого, но, бесспорно, станет хорошим примером для всех горожан.
- Вы уже посадили деревья?
- Мы всем коллективом вышли на субботник и высадили более 20 саженцев возле нового офиса. Сейчас мы ведем диалог с акиматом, чтобы он выделил нам в Алматы участок земли под озеленение. Мечтаю до конца года высадить около 500 деревьев. Я готов взять на себя ответственность за содержание этого парка. Сотрудники компании разделяют мои взгляды и тоже готовы ухаживать за деревьями.
- Это будут яблони?
- Это будут не плодовые деревья, возможно, березы или другие лиственные породы.
- Если вернуться к вашему экоофису, когда планируете закончить его строительство?
- Если все будет идти по плану, то, скорее всего, осенью этого года.