Первый дебют у Александра Орлова в ресторанном бизнесе состоялся в 1998 году, когда он открыл сразу два ресторана в Москве: "Старый Токио" и "Тарас Бульба". В 2005 году он получил награду 'Hospitality award' за его вклад в развитие ресторанного бизнеса в России, а в 2007 году - 'Человек года' за вклад в развитие отрасли. О тенденциях ресторанного рынка Александр Орлов делится с читателями центра деловой информации Kapital.kz.
Вы окончили ВУЗ по специальности «Экономика»- с цифрами у вас все в порядке. Как вы просчитываете, что ресторан будет иметь популярность?
У меня нет никаких методов, это все происходит интуитивно.
Вы увлекаетесь психологией, как вы определяете по человеку: можно ли работать с ним, подходит ли он вам как бизнес-партнер?
Это все благодаря интуиции, смотрю на человека- это касается новых партнеров, у нас они постоянно появляются. Сначала смотришь на партнера, приглядываешься, присматриваешься и понимаешь, будешь с ним работать или нет. Партнеры все-таки, они - не родители, их можно выбрать, можно с ними не работать. Есть такие люди, глядя на которых, ты понимаешь, что ты не хочешь работать, с кем-то создается впечатление, что можно иметь дело.
Как сказались санкции в отношении России на вашем бизнесе?
Как таковые санкции не сильно повлияли на бизнес, оказала влияние больше экономическая ситуация вокруг курса доллара и рубля.
В приготовлении блюд вы используете ингредиенты российского производства?
Мы стараемся их максимально использовать. Что можно локально использовать, то применяем.
В прошлом году в ОАЭ вы открыли два ресторана и один в прошлом месяце, почему вы выбрали направление - восточной экспансии?
Мы вообще идем на восток, в Азию, я вообще верю в эти рынки, у нас в планах – зайти в Саудовскую Аравию, с Гонконгом скоро начнем работу. Я считаю, что Ближний Восток и Азия - два перспективных рынка, еще есть, конечно, Соединенные Штаты Америки, но они далеко и там слишком сложно работать.
Выгоднее ли иметь рестораны за рубежом, нежели чем в России?
Я считаю, что лучше всего иметь много ресторанов в нескольких странах сразу - это снижает риски.
Каковы, по вашему мнению, главные составляющие успеха в бизнесе?
Я полагаю, что, во-первых, должно быть везение, это обязательно. Во-вторых, необходимо считать, экономически понимать, складывать. В-третьих, это интуиция.
Ощутили ли вы на своем бизнесе нехватку профессиональных кадров?
Они всегда есть во всех странах, даже в самых развитых государствах, даже в Дубаи мы ощущаем, и здесь, и в России и везде. Хорошие кадры - это везде проблема.
Вы проводите для своих сотрудников курсы повышения квалификации?
Конечно, устраиваем, в Москве у нас есть целый корпоративный университет, где мы обучаем линейный персонал. Но все равно, кадры - это самая большая проблема.
В одном из интервью, вы сказали, что вы любите готовить казахские национальные блюда?
Да, это бешбармак. Но особого рецепта у меня нет (Смеется). Но что касается бешбармака, я сам это не готовлю - в последнее время, что я кушал - это конскую отварную голову и блюдо с этим связано.
И напоследок: Вы - разносторонний человек, интересует вопрос: как вы пришли к кинематографу?
Мне это всегда хотелось, поэтому я выступил в качестве продюсера трех фильмов («Бедуин», «Сатисфакция» и «Скорый «Москва- Россия»,- прим.Kapital.kz). Это была детская мечта.