Доля продаж «зеленых» технологий, которые являются одним из направлений деятельности компании Philips, достигает больших объемов по всему миру. Насколько успешно продвигается Казахстан в этом направлении, каковы планы компании Philips в сегментах, которые она развивает в нашей стране, деловому еженедельнику «Капитал.kz» рассказал Питер Вуллингс, старший вице-президент и генеральный директор Philips в России и СНГ.
- Как изменились экономические показатели компании Philips за 2014 год по сравнению с прошлым годом?
- Недавно мы объявили результаты за II квартал, и показатели довольно смешанные, если говорить о наших основных трех направлениях бизнеса, это «Потребительские товары», «Световые решения» и «Здравоохранение». В секторе «Потребительские товары» финансовый рост составил 7%, «Световые решения» выросли на 1%, а в «Здравоохранении», к сожалению, сократились на 4%. Но в целом компания развивается, растет и чистая прибыль составила 243 млн евро. Хочу отметить, что в 2014 году мы столкнулись со «встречным ветром», который связан с глобальной экономической ситуацией. Например, в Китае экономический рост снизился, и если смотреть на изменения курса рубля или тенге, то можно увидеть, что эти валюты ослабли. Но я оптимист и считаю, что в следующем году мы безусловно покажем более высокий рост, учитывая, что общая экономическая ситуация будет меняться к лучшему.
- Какие доли рынка занимает компания Philips в Казахстане?
- У нас очень хорошие позиции в Казахстане. Я уже пять лет работаю в России и странах СНГ, я верю в большой потенциал Казахстана, так как вижу положительное развитие рынка. В секторе «Потребительские товары» доля рынка составляет 14%, что достаточно высокий показатель, учитывая размеры бизнеса. В секторе «Здравоохранение» доля рынка – 14% благодаря нашим решениям в УЗИ-оборудовании и ядерной медицине. В сегменте «Световые решения» довольно сложно просчитать долю рынка. Но если смотреть тенденцию развития, то мы видим перспективы роста нашей компании.
- Какие планы у компании на казахстанском рынке в сегментах, в которых она представлена?
- Давайте начнем со «Световых решений». Существует большое количество потенциальных проектов, которые были бы нам интересны. Например, власти страны заинтересованы в улучшении облика казахстанских городов и внедрении технологий энергосбережения, а у Philips есть много решений именно в этом сегменте. Такие всемирно известные объекты, как Эйфелева башня, Колесо обозрения в Лондоне, египетские пирамиды, Акрополь, мост Бэй Бридж в Сан-Франциско, освещены при помощи светового оборудования Philips. Мы очень гордимся, что реализовали проекты по освещению монумента «Астана-Байтерек» и двух столичных мостов – «Марал» и «Тулпар». У нашей компании есть много решений, которые позволят сделать город комфортным и безопасным для жизни именно с точки зрения грамотного и энергоэффективного освещения. Также мы надеемся на сотрудничество с Казахстаном в рамках двух крупных проектов, которые будут реализованы в 2017 году, – специализированной выставки «Экспо-2017» в Астане и 28-й зимней Универсиады в Алматы. Если говорить о секторе «Здравоохранение», здесь у нас тоже много планов. Недавно мы открыли центр подготовки специалистов по сервисному обслуживанию нашего медицинского оборудования на базе Назарбаев Университета. Также я вижу большой потенциал в сотрудничестве нашей компании как с частными клиниками, так и с государственными медицинскими учреждениями. Для Philips Казахстан является своеобразным хабом для развития сектора «Здравоохранение» в Средней Азии, поскольку именно отсюда реализуются проекты с такими странами, как Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан и Кыргызстан. Последний, но важный для нас бизнес – «Потребительские товары», в частности, продукция PhilipsAventдля детей и новорожденных. Сегодня ваше правительство заинтересовано в росте рождаемости, и здесь тоже есть поле для сотрудничества, ведь в нашем портфолио есть продукты для молодых мам – молокоотсосы, бутылочки для новорожденных, соски. Все эти примеры свидетельствуют о том, что Philipsготов к сотрудничеству и развитию бизнеса в Казахстане.
- Как вы оцениваете уровень развития «зеленой» экономики в Казахстане?
- Я считаю, что вы движетесь в правильном направлении. Правительство делает верные шаги к переходу на «зеленые» технологии. В Казахстане запрещены производство и продажа ламп накаливания свыше 25 ватт, происходит переход на энергоэффективные источники освещения и это, безусловно, положительный тренд. Во время моего последнего визита в Астану я ехал на «зеленом» экотакси. Пусть это пока небольшие шаги, но у людей уже зарождается понимание того, что нужно экономить природные ресурсы и переходить к «зеленым» технологиям. Если посмотреть на повестку дня выставки «Экспо-2017», то мы видим, что большое внимание отводится «зеленым» технологиям и вопросам экологии. Это, безусловно, говорит о том, что правительство думает об этом и инвестирует в развитие «зеленых» технологий. У Philipsесть много решений в этой сфере, например, наши технологии освещения городов позволяют экономить от 30% до 70% электроэнергии.
- Какие перспективы у нашей республики в области развития «зеленых» технологий?
- Правительства всех стран мира сейчас делают ставку на развитие «зеленых» технологий. Казахстан – не исключение. Мы можем сравнивать ситуацию в Казахстане, России и других странах СНГ и, безусловно, у вашей страны очень большой потенциал. Я был свидетелем развития таких технологий в западных странах и убежден, что в этом вопросе очень важно быть последовательным и твердым. Нужно осуществлять переход на «зеленые» технологии постепенно, шаг за шагом, так, чтобы это стало не наказанием, а осознанной необходимостью. В этом вопросе у нашей компании есть, что предложить Казахстану, и мы готовы поделиться нашим многолетним опытом. Мы ежегодно инвестируем в научные разработки, например, в 2013 году Philips инвестировал 509 млн евро в развитие «зеленых» технологий. В нашем портфолио большое количество ноу-хау, которые можно реализовать в вашей стране.
- Какие разработки есть у Philips в области «зеленых» технологий? Будут ли эти разработки внедряться на казахстанский рынок?
- Как я уже говорил, Philipsинвестирует огромные средства в развитие «зеленых» технологий. Если смотреть в целом на портфолио нашей компании, то объем «зеленых» товаров составляет более 51%. В первую очередь компания инвестирует в энергоэффективные решения, помимо этого мы разрабатываем перерабатываемую «зеленую» упаковку для наших товаров, мы стремимся к тому, чтобы все компоненты нашей продукции были перерабатываемыми, в вопросах производства стараемся снизить влияние на окружающую среду. Мы гордимся, что благодаря нашим усилиям в этой области Philips занимает 14-е место в списке 50 самых зеленых брендов мира.
- Какой период времени необходим для внедрения новых разработок?
- Все зависит от того, какой проект вы хотите сделать более экологичным, например, можно немного изменить компонент продукта и он уже будет «зеленым», но если говорить о таких масштабных проектах, как полный переход на энергоэффективное освещение, то такой процесс займет больше времени. В Philips принято каждый продукт оценивать, насколько он «зеленый» еще на этапе проектирования. Наша компания постоянно развивается в этой сфере, обновляя продуктовую линейку.
- Вы отвечаете за обширный регион России и СНГ, перед этим работали на рынках Юго-Восточной Азии, Индии. Какие вы видите различия на этих рынках для вашего бизнеса?
- Различий много. На каждом рынке потребители отличаются друг от друга, будь то страна Юго-Восточной Азии, Казахстан или Россия. Например, в России потребители по своим предпочтениям не похожи на европейских, поэтому я часто говорю своим коллегам в штаб-квартире, что мы не должны выводить все продукты, которые актуальные в Европе, на рынок России или Казахстана. На рынке, за который я отвечаю, потребители уделяют большое внимание инновационности, технологичности, дизайну и упаковке товаров. Например, блестящие пластиковые бытовые приборы здесь не так популярны, чем металлические, поскольку внешне выглядят менее надежно. Другой аспект – это взаимоотношения с коллегами. Например, в Индии важно слушать, о чем говорят люди. Им важно ваше мнение, при этом они могут сказать «да», но это совсем не значит, что они этим действительно довольны. В Китае не принято обсуждать проблемные ситуации в присутствии других людей, иначе ваш партнер может потерять уважение коллектива. Здесь, в России и Центральной Азии, мне нравится открытость людей и их искренность, люди говорят о ситуации так, как думают. Если в Америке на вопрос «Как дела?» человек всегда отвечает «Прекрасно», то здесь на этот вопрос все отвечают по-разному, в зависимости от ситуации. Очень интересно за этим наблюдать.
- В ваших программных документах говорится, что Philips улучшает жизнь людей с помощью инноваций, а как это происходит с точки зрения бизнеса?
- Интересный вопрос. Когда мы говорим о том, что улучшаем жизнь людей с помощью инноваций, то многие думают о продуктах, которые мы делаем. Потому что компанию Philips знают как инновационную компанию. Но можете ли вы себе представить, что когда-то братья Филипс приехали из Голландии в Санкт-Петербург, чтобы продать царской семье лампочки для освещения Зимнего дворца. А ведь тогда не было самолетов, регулярного сообщения между странами и городами. Вот это настоящее предпринимательство, это то, что я называю инновационным подходом ведения бизнеса. Сейчас наши сотрудники постоянно общаются с клиентами, чтобы изучить их потребности. Мы не хотим выпускать инновационные продукты и не знать, как вывести их на рынок, донести их до конечного потребителя. Именно поэтому мы постоянно вкладываем в развитие персонала и стимулируем предпринимательский дух в коллективе.