О перспективах экономического развития стран еврозоны, а также о мировых и локальных интеграционных процессах в интервью деловому еженедельнику «Капитал.kz» рассказала Михала Маркуссен, генеральный директор по экономическим анализам французской компании Société GénéraleCorporateandInvestmentBanking.
- Г-жа Маркуссен, как сейчас обстоят дела в зоне евро?
- Бесспорно, зона евро переживает трудные моменты. Европе предстоит преодолеть множество препятствий. ЕС уже прибег ко многим структурным изменениям. Тем не менее, я считаю, что этого недостаточно. Необходимо в первую очередь усилить евроинтеграцию, так как валютное единство без банковского и бюджетного объединения существовать не может. Большая разница между американским и европейским подходом к решению экономического кризиса состоит в том, что США располагают одним Центробанком, одной Федеральной корпорацией по страхованию вкладов (прим. авт. –FDIC – федеральное агентство, созданное для страхования депозитных вкладов, размещенных на счетах в банках, входящих в Федеральную резервную систему) и одним рынком облигаций. Тогда как европейская структура отличается своей раздробленностью. Данная институциональная форма доказала свою неустойчивость. Когда сталкиваешься с подобной проблемой, существует два решения: либо создать более интегрированную систему, либо перейти к совершенно другой модели. По моему мнению, первый вариант наиболее оптимальный. Зона евро оправдала свое существование. Нам следует лишь использовать первый вариант и поработать над интеграцией.
- Каковы, по вашему мнению, перспективы экономического развития в Европе?
- По моему мнению, Восточная Европа предоставляет возможности для экономического роста. Польша тому яркий пример. Страна выработала стратегию развития своей инфраструктуры. Реализация последовала во многом благодаря эффективному использованию средств, выделенных Европейским союзом (ЕС). Тем не менее каждая страновая экономика зависит от международной финансовой системы. К примеру, на данный момент прогнозы валютной политики США привносят неустойчивость.
- Истоки Европейского союза исходят из экономического сотрудничества между шестью странами. Что вы думаете об интеграции Казахстана, России и Беларуси в Таможенном союзе (ТС)?
- По моему мнению, всякие шаги к интеграции и объединению позитивны. Тем не менее следует оставаться критичными по отношению к форме организации и поставленным целям. В целом, я отмечаю позитивную динамику сотрудничества в данном регионе.
- Считаете ли вы, что вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО) улучшит инвестиционный климат в стране?
- Несомненно, в любом государстве, вступающем в торговые отношения с другими странами мира, экономические показатели улучшаются. Это связано со многими элементами, а инвестиции являются одним из них. Установление торговых связей в мировом экономическом сообществе способствует обмену передовым опытом и технологиями. Следует отметить, что в странах, экономически зависящих от природных ресурсов, интеграция подобных глобальных организаций является вызовом. Так, государство должно суметь улучшить экономическое состояние в такие моменты, избежав установления двух параллельных экономик в стране путем диверсификации. Также привлекательность страны повышает политическая стабильность. А вступление в ВТО только повысит авторитет Казахстана в мире.
- В Казахстане в рамках реформы пенсионной системы будет создан Единый национальный пенсионный фонд (ЕНПФ). Какой вам представляется «идеальная» пенсионная система?
- Пенсионная система – щепетильный и сложной вопрос в любой стране. По моему мнению, идеальной представляется та, что сумеет предложить населению два варианта. А именно, один – управляемый государством, и другой – управляемый частными финансовыми структурами. Конечно же, в первом случае присутствует сильная зависимость от рисков в экономике, в то же время рыночные риски вряд ли затронут систему. Частная пенсионная накопительная система и традиционная являются по сути взаимодополняющими. В любом случае следует уделить большое внимание параметрам пенсионной системы. Во многих европейских странах, и во Франции в том числе, параметры между уровнями системы и вкладов, а также продолжительности пенсионного возраста меняются. При такой реформе как в Казахстане, у общественности почти всегда возникает вопрос: «Имеет ли право государство распоряжаться моими накоплениями?». Как аналитик, я бы ответила «нет». Но в каждом отдельном случае есть много нюансов, которые стоит учитывать, прежде чем позиционировать себя. Представьте себе ситуацию, в которой то или иное государство вынуждено брать в долг у зарубежных инвесторов на невыгодных условиях. В подобной ситуации ЕНПФ – хорошая идея.