Как казахстанским грузоперевозчикам заработать на каботаже по России?
В сентябре вступили в силу новые правила
Автор: директор казахстанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU» Рената Зобова
Казахстанские
грузоперевозчики, работающие на российском направлении, получили возможность
выполнять внутренние рейсы по России на обратном пути. В этой статье рассмотрим правила каботажа и
способы повысить рентабельность международных перевозок.
С 1 сентября 2025 года вступил в силу приказ Минтранса РФ № 398, который окончательно запускает механизм каботажных перевозок для компаний из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Это долгожданное событие, которое обсуждалось с момента принятия Федерального закона № 627-ФЗ в конце 2022 года. Однако до сентября этого года техническая и нормативная базы не были готовы, что создавало неопределенность для участников рынка.
Теперь перевозчики из Казахстана, Кыргызстана, Беларуси и Армении могут на законных основаниях выполнять внутренние перевозки грузов по территории России. Но важно помнить: каботаж разрешен только после завершения международной перевозки и в строго ограниченные сроки.
Как работает новый механизм?
1. Подача заявки через ГИС ЭПД
Все заявки на каботажные перевозки подаются исключительно через Государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Для иностранных перевозчиков предусмотрена упрощенная регистрация — без необходимости использования Единого портала государственных услуг (ЕПГУ).
2. Документы
Для получения разрешения необходимо указать наименование отправителя и получателя, место погрузки и разгрузки, тип груза, его вес или объем. Следует приложить транспортную накладную, подтверждающую предыдущий рейс, а если он был международным, то и соответствующие иностранные разрешения.
3. Срок рассмотрения заявки
Ространснадзор обязан рассмотреть заявку в течение двух рабочих дней и разместить решение в личном кабинете перевозчика.
4. Ограничения и условия
Иностранный грузоперевозчик может выполнить не более трёх последовательных перевозок в рамках одного международного рейса. Последняя разгрузка должна быть завершена в течение семи календарных дней с момента завершения международной перевозки. Разрешение на кабатаж не касается опасных грузов — их могут перевозить только местные компании.
5. Штрафы
Штрафы за нарушения правил каботажа для перевозчиков из ЕАЭС составят от 150 тыс. до 200 тыс. рублей. Возможны конфискация груза и задержание транспортного средства. При повторных нарушениях перевозчик может быть лишён права осуществлять каботажные перевозки в течение года.
Как найти попутные грузы в России
Россия — второй по объемам внешнеторговый партнер Казахстана: в первом полугодии товарооборот между двумя странами составил почти 12 млрд долларов (с Китаем — около 15 млрд долларов). Данные «Биржи грузоперевозок ATI.SU» свидетельствуют о росте спроса на доставку грузов автомобильным транспортом из Казахстана в Россию: по итогам второго квартала 2025 года количество заявок выросло на 65%.
До недавнего времени проблемой международных рейсов были порожние пробеги — если у перевозчика не было договоренности об обратном грузе в Казахстан, ему приходилось ехать пустым.
Каботажные перевозки позволяют повысить маржинальность грузоперевозок в РФ, сокращая порожний пробег при отсутствии обратного груза. Но как найти грузы в чужой стране? Задачу усложняют короткие сроки: нужно уложиться в семь дней, что требует чёткого планирования. Перевозчик должен заранее найти грузы для каботажных рейсов, подготовить документы и оперативно подать заявку, быть на связи с грузоотправителями и получателями.
Многие перевозчики из Казахстана обладают сложившимся кругом клиентов, а внутри страны по-прежнему работает сарафанное радио — проверенных исполнителей грузовладельцы рекомендуют друг другу. Однако найти грузы в другом государстве вручную почти нереально.
Спланировать сложный рейс помогают цифровые платформы, где грузовладельцы открыто публикуют свои заявки и выбирают исполнителей. Так можно подобрать попутные грузы между городами России в необходимом направлении и выстроить цепочку перевозок согласно заданным условиям. Например, как наиболее выгодно добраться из пункта А в пункт Б, забирая и доставляя грузы по пути. Перевозчику достаточно ввести в поиск параметры груза, тип транспорта и направление, чтобы получить подборку оптимальных маршрутов. Автоматически созданная цепочка способна полностью загрузить фуру, следующую из России назад в Казахстан.
Использование цифровой платформы способствует повышению безопасности сделок — что тоже важно для работы в другой стране. Во-первых, при общении с зарегистрированным пользователем контрагент получает о нём полные проверяемые сведения. Во-вторых, у участников есть рейтинг, зависящий от полноты информации и откликов партнёров. В-третьих, всегда можно изучить отзывы и убедиться в надёжности заказчика.
Цифровые платформы предлагают и другие функции, полезные для организации каботажных перевозок по России. Например, отслеживание грузов. Применение GPS-трекинга и мобильных приложений для водителей позволяет контролировать движение груза без лишних звонков и проверок.
Важно учитывать, что российские грузовладельцы также тщательно отбирают подрядчиков. Наличие рейтинга и положительных отзывов станет преимуществом для тех, кто хочет зарабатывать на каботажных перевозках. Это означает, что необходимо нарабатывать репутацию, например, выполняя заказы в Казахстане. Для этого стоит заранее зарегистрироваться на платформе, работающей в обеих странах — Казахстане и России. И начать использовать её возможности для внутренних перевозок, демонстрируя надёжность и пунктуальность.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
