Государственно-частное партнерство (ГЧП) в Казахстане довольно распространенный механизм. Чаще всего говорят и пишут о ГЧП в контексте потраченных бюджетных средств на те или иные объекты. Использовать бюджетные средства в проектах ГЧП вполне оправданно в экономическом смысле, но всегда ли нужно? Ответ - грамотное структурирование проекта и желание бизнеса зарабатывать, а не получать «готовые деньги».
В мире масса примеров успешных проектов, созданных в тандеме государства и бизнеса. И в данной статье хотелось бы затронуть проекты в сфере управления отходами.
В этой сфере все более активными в последние годы становятся азиатские страны. Проекты ГЧП предполагают сотрудничество между государственными органами и частными компаниями для улучшения процессов сбора, транспортировки, обработки и утилизации отходов. Цель ГЧП в сфере управления отходами - сделать этот процесс более эффективным и рентабельным, а также снизить воздействие на окружающую среду.
Одним из примеров успешного ГЧП является проект по управлению твердыми отходами в Дели. В столице Индии муниципальная корпорация Дели заключила партнерство с частными компаниями по утилизации отходов для внедрения услуг по сбору мусора «от двери до двери». Это партнерство помогло улучшить систему управления отходами в городе, а частные компании предоставили необходимое финансирование и опыт для модернизации системы.
В Ханое, Вьетнам, городское правительство в партнерстве с частными компаниями разработало проект по использованию отходов в качестве источника энергии. Проект предусматривает строительство мусороперерабатывающего завода, который будет использовать твердые бытовые отходы города в качестве топлива для выработки электроэнергии. Частные компании отвечают за финансирование, строительство и эксплуатацию завода, а правительство предоставляет землю и сырье для отходов.
В Джакарте, Индонезия, городские власти в партнерстве с частными компаниями реализуют общегородскую программу управления отходами. Она включает в себя строительство мусороперерабатывающих предприятий и внедрение услуг по сбору отходов «от двери до двери». Частные компании обеспечивают финансирование, внедряют знания и технологии в проект, а правительство отвечает за регулирование и надзор за реализацией программы.
В Казахстане в сфере управления отходами реализуется 6 проектов: внедрение комплексной системы управления твердо-бытовыми отходами в Алматы, строительство производственных мощностей для оказания услуг по безотходной переработке опасных отходов с производством товарной продукции в Астане, лизинг специализированной техники по текущему содержанию улиц и вывозу твердо-бытовых отходов в Костанае, завершена реализация одного проекта «Строительство полигона твердо-бытовых отходов, мусоросортировочного комплекса и подведение инженерных сетей в Кызылорде».
Наиболее полным по содержанию и успешным из них является проект ГЧП по управлению отходами в Алматы, где акимат города заключил договор ГЧП с частной компанией для внедрения комплексной системы управления твердо-бытовыми отходами, включая строительство мусоросортировочного завода на 550 тыс. тонн в год. Акимат обеспечивает инженерными и транспортными коммуникациями, утверждает комфортный тариф для населения и частного партнера. Также он предоставляет частному партнеру в период действия договора ГЧП право по организации регулярного сбора, вывоза и транспортировки ТБО, в том числе раздельного сбора ТБО, с мест организованного сбора ТБО по городу, их переработку/сортировку и захоронение, передает в доверительное управление контейнеры и контейнерные площадки, по мере необходимости обновляет их. Частный партнер берет на себя обязательство по надлежащей эксплуатации и содержанию контейнеров и контейнерных площадок, включая осуществление их ремонта по мере необходимости, внедрение автоматизированного управления бизнес-процессами, позволяющего в режиме реального времени осуществлять мониторинг и контроль сбора, вывоза и перемещения ТБО, вести учет объемов вывозимых, принимаемых и направляемых на захоронение ТБО. Источниками получения доходов частного партнера являются доходы от платных услуг: от реализации вторичного сырья, от оказания услуг по вывозу ТБО.
Как видно из опыта реализуемых проектов ГЧП, на сегодняшний день отсутствует широкое распространение механизма ГЧП в рассматриваемой сфере.
В соответствии с Концепцией по переходу Казахстана к «зеленой экономике» в нашей стране технологии и инфраструктура не отвечают современным требованиям из-за отсутствия экономических стимулов, а также других мотивирующих аспектов. Например, некоторые нормы и требования существуют, но уровень их исполнения низкий из-за недостаточного контроля со стороны государства. Кроме того, применяется недостаточно мер стимулирования для местных органов и бизнеса в секторе утилизации отходов для повышения уровня извлечения добавленной стоимости путем переработки и компостирования или получения энергии из городских отходов.
Проблема в отрасли обусловлена отсутствием интегрированной системы управления отходами, из-за чего 97% твердых коммунально-бытовых отходов оказывается на неконтролируемых свалках и в местах захоронения, не отвечающих требованиям санитарных стандартов, а объемы переработки составляют менее 5% от общего объема ТБО, методы транспортировки и утилизации ТБО не соответствуют стандартам, что также отмечено Концепцией «зеленой экономики».
Экологическим кодексом Республики Казахстан предусмотрена возможность реализации и тиражирования проектов ГЧП в области управления твердыми бытовыми отходами по проектированию, строительству, созданию, реконструкции, модернизации и эксплуатации инфраструктуры и осуществлению деятельности по сбору, транспортировке, сортировке, захоронению твердых бытовых отходов, ликвидации стихийных свалок.
К проектам ГЧП в сфере управления отходами применимы следующие виды ГЧП:
1. Сервисный контракт. Согласно изменениям в Закон РК «О государственно-частном партнерстве», внесенным в декабре 2022 года, сервисными контрактами являются договоры ГЧП, предусматривающие оказание услуг с использованием объекта ГЧП, принадлежащего частному партнеру на праве собственности, в том числе с учетом особенностей, установленных законодательством. Например, заключение договора ГЧП между государственным и частным партнерами на услуги транспортировки, сортировки, переработки и захоронения отходов с использованием транспортных средств и мусоросортировочного завода, находящимися в частной собственности. При этом в рамках договора ГЧП обязательным условием является инвестирование в закупку техники или строительство мусоросортировочного завода, или все вместе.
2. Модернизация существующего государственного предприятия с дальнейшей эксплуатацией как смешанный вид контракта, предусматривающий передачу в доверительное управление (аренду) объекта госсобственности частному партнеру с обязательным условием инвестирования в реконструкцию или капитальный ремонт, или строительство (создание) дополнительных мощностей с последующей эксплуатацией частным партнером. Например, 1) заключение договора ГЧП между государственным и частным партнерами на обновление действующего и/или закупку дополнительного парка транспортных средств для вывоза отходов за счет средств частного партнера, 2) передача полного цикла управления ТБО частному партнеру для модернизации/реконструкции и эксплуатации.
3. Договор ГЧП на строительство нового объекта и его эксплуатацию, включающий в себя элементы проектирования, строительства, внедрение новых технологий, эксплуатации объекта ГЧП. Объектами ГЧП могут выступать как отдельные составляющие цепочки управления отходами, так и комплексный подход. Возмещение затрат частного партнера в рамках проектов государственно-частного партнерства по управлению твердыми бытовыми отходами осуществляется за счет средств, поступающих от тарифа для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов. Оператор расширенных обязательств производителей (импортеров) возмещает в рамках проекта ГЧП разницу между предельным тарифом и текущим тарифом для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов.
В заключение следует отметить, что ГЧП в секторе управления отходами в международной практике и в местных проектах доказало свою действенность в повышении эффективности и рентабельности систем управления отходами, а также в снижении их воздействия на окружающую среду. Такое партнерство может быть выгодным как для государственных учреждений, так и для частных компаний, поскольку оно позволяет обмениваться ресурсами и опытом и может привести к разработке новых и инновационных технологий управления отходами, доступ к финансированию и опыту частного сектора, повышению эффективности и снижению затрат для государства.
Автор: эксперт Казахстанского центра государственно-частного партнерства Надира Мырзагалиева