USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
73.82$
+0.180
BTC
97050.30$
+2801.600

Быть ли ГЧП в сфере переработки отходов?

Использовать бюджетные средства в таких проектах вполне оправданно в экономическом смысле, но всегда ли нужно

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Государственно-частное партнерство (ГЧП) в Казахстане довольно распространенный механизм. Чаще всего говорят и пишут о ГЧП в контексте потраченных бюджетных средств на те или иные объекты. Использовать бюджетные средства в проектах ГЧП вполне оправданно в экономическом смысле, но всегда ли нужно? Ответ - грамотное структурирование проекта и желание бизнеса зарабатывать, а не получать «готовые деньги».

В мире масса примеров успешных проектов, созданных в тандеме государства и бизнеса. И в данной статье хотелось бы затронуть проекты в сфере управления отходами.

В этой сфере все более активными в последние годы становятся азиатские страны. Проекты ГЧП предполагают сотрудничество между государственными органами и частными компаниями для улучшения процессов сбора, транспортировки, обработки и утилизации отходов. Цель ГЧП в сфере управления отходами - сделать этот процесс более эффективным и рентабельным, а также снизить воздействие на окружающую среду.

Одним из примеров успешного ГЧП является проект по управлению твердыми отходами в Дели. В столице Индии муниципальная корпорация Дели заключила партнерство с частными компаниями по утилизации отходов для внедрения услуг по сбору мусора «от двери до двери». Это партнерство помогло улучшить систему управления отходами в городе, а частные компании предоставили необходимое финансирование и опыт для модернизации системы.

В Ханое, Вьетнам, городское правительство в партнерстве с частными компаниями разработало проект по использованию отходов в качестве источника энергии. Проект предусматривает строительство мусороперерабатывающего завода, который будет использовать твердые бытовые отходы города в качестве топлива для выработки электроэнергии. Частные компании отвечают за финансирование, строительство и эксплуатацию завода, а правительство предоставляет землю и сырье для отходов.

В Джакарте, Индонезия, городские власти в партнерстве с частными компаниями реализуют общегородскую программу управления отходами. Она включает в себя строительство мусороперерабатывающих предприятий и внедрение услуг по сбору отходов «от двери до двери». Частные компании обеспечивают финансирование, внедряют знания и технологии в проект, а правительство отвечает за регулирование и надзор за реализацией программы.

В Казахстане в сфере управления отходами реализуется 6 проектов: внедрение комплексной системы управления твердо-бытовыми отходами в Алматы, строительство производственных мощностей для оказания услуг по безотходной переработке опасных отходов с производством товарной продукции в Астане, лизинг специализированной техники по текущему содержанию улиц и вывозу твердо-бытовых отходов в Костанае, завершена реализация одного проекта «Строительство полигона твердо-бытовых отходов, мусоросортировочного комплекса и подведение инженерных сетей в Кызылорде».

Наиболее полным по содержанию и успешным из них является проект ГЧП по управлению отходами в Алматы, где акимат города заключил договор ГЧП с частной компанией для внедрения комплексной системы управления твердо-бытовыми отходами, включая строительство мусоросортировочного завода на 550 тыс. тонн в год. Акимат обеспечивает инженерными и транспортными коммуникациями, утверждает комфортный тариф для населения и частного партнера. Также он предоставляет частному партнеру в период действия договора ГЧП право по организации регулярного сбора, вывоза и транспортировки ТБО, в том числе раздельного сбора ТБО, с мест организованного сбора ТБО по городу, их переработку/сортировку и захоронение, передает в доверительное управление контейнеры и контейнерные площадки, по мере необходимости обновляет их. Частный партнер берет на себя обязательство по надлежащей эксплуатации и содержанию контейнеров и контейнерных площадок, включая осуществление их ремонта по мере необходимости, внедрение автоматизированного управления бизнес-процессами, позволяющего в режиме реального времени осуществлять мониторинг и контроль сбора, вывоза и перемещения ТБО, вести учет объемов вывозимых, принимаемых и направляемых на захоронение ТБО. Источниками получения доходов частного партнера являются доходы от платных услуг: от реализации вторичного сырья, от оказания услуг по вывозу ТБО.

Как видно из опыта реализуемых проектов ГЧП, на сегодняшний день отсутствует широкое распространение механизма ГЧП в рассматриваемой сфере.

В соответствии с Концепцией по переходу Казахстана к «зеленой экономике» в нашей стране технологии и инфраструктура не отвечают современным требованиям из-за отсутствия экономических стимулов, а также других мотивирующих аспектов. Например, некоторые нормы и требования существуют, но уровень их исполнения низкий из-за недостаточного контроля со стороны государства. Кроме того, применяется недостаточно мер стимулирования для местных органов и бизнеса в секторе утилизации отходов для повышения уровня извлечения добавленной стоимости путем переработки и компостирования или получения энергии из городских отходов.

Проблема в отрасли обусловлена отсутствием интегрированной системы управления отходами, из-за чего 97% твердых коммунально-бытовых отходов оказывается на неконтролируемых свалках и в местах захоронения, не отвечающих требованиям санитарных стандартов, а объемы переработки составляют менее 5% от общего объема ТБО, методы транспортировки и утилизации ТБО не соответствуют стандартам, что также отмечено Концепцией «зеленой экономики».

Экологическим кодексом Республики Казахстан предусмотрена возможность реализации и тиражирования проектов ГЧП в области управления твердыми бытовыми отходами по проектированию, строительству, созданию, реконструкции, модернизации и эксплуатации инфраструктуры и осуществлению деятельности по сбору, транспортировке, сортировке, захоронению твердых бытовых отходов, ликвидации стихийных свалок.

К проектам ГЧП в сфере управления отходами применимы следующие виды ГЧП:

1. Сервисный контракт. Согласно изменениям в Закон РК «О государственно-частном партнерстве», внесенным в декабре 2022 года, сервисными контрактами являются договоры ГЧП, предусматривающие оказание услуг с использованием объекта ГЧП, принадлежащего частному партнеру на праве собственности, в том числе с учетом особенностей, установленных законодательством. Например, заключение договора ГЧП между государственным и частным партнерами на услуги транспортировки, сортировки, переработки и захоронения отходов с использованием транспортных средств и мусоросортировочного завода, находящимися в частной собственности. При этом в рамках договора ГЧП обязательным условием является инвестирование в закупку техники или строительство мусоросортировочного завода, или все вместе.

2.  Модернизация существующего государственного предприятия с дальнейшей эксплуатацией как смешанный вид контракта, предусматривающий передачу в доверительное управление (аренду) объекта госсобственности частному партнеру с обязательным условием инвестирования в реконструкцию или капитальный ремонт, или строительство (создание) дополнительных мощностей с последующей эксплуатацией частным партнером. Например, 1) заключение договора ГЧП между государственным и частным партнерами на обновление действующего и/или закупку дополнительного парка транспортных средств для вывоза отходов за счет средств частного партнера, 2) передача полного цикла управления ТБО частному партнеру для модернизации/реконструкции и эксплуатации.

3. Договор ГЧП на строительство нового объекта и его эксплуатацию, включающий в себя элементы проектирования, строительства, внедрение новых технологий, эксплуатации объекта ГЧП. Объектами ГЧП могут выступать как отдельные составляющие цепочки управления отходами, так и комплексный подход. Возмещение затрат частного партнера в рамках проектов государственно-частного партнерства по управлению твердыми бытовыми отходами осуществляется за счет средств, поступающих от тарифа для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов. Оператор расширенных обязательств производителей (импортеров) возмещает в рамках проекта ГЧП разницу между предельным тарифом и текущим тарифом для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов.

В заключение следует отметить, что ГЧП в секторе управления отходами в международной практике и в местных проектах доказало свою действенность в повышении эффективности и рентабельности систем управления отходами, а также в снижении их воздействия на окружающую среду. Такое партнерство может быть выгодным как для государственных учреждений, так и для частных компаний, поскольку оно позволяет обмениваться ресурсами и опытом и может привести к разработке новых и инновационных технологий управления отходами, доступ к финансированию и опыту частного сектора, повышению эффективности и снижению затрат для государства.

Автор: эксперт Казахстанского центра государственно-частного партнерства Надира Мырзагалиева

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.