CEO биржи Международного финансового центра «Астана» (Astana International Exchange, AIX) Тимоти Беннетт в комментариях для делового еженедельника «Капитал.kz» высказал мнение, что конкуренция с KASE не является главным вызовом, от которого зависит будущее проекта. По его словам, две биржи занимаются развитием разных направлений, как, например, производители грузовиков и легковых автомобилей. Большее значение имеет то, удастся ли AIX создать необходимый пул ликвидности и стать реальным инвестиционным «шлюзом»для рынков капитала Казахстана и Центральной Азии.
Для институциональных инвесторов сейчас доступны буквально сотни рынков
По мнению Тима Беннетта, длительное время работавшего главой Новозеландской биржи (NZX), ситуация кардинально отличается от того, что происходило на рынках 20-30 лет назад. Тогда крупные компании хотели листинговаться и реализовывать свои акции исключительно на площадках масштаба Лондона или Гонконга. На небольших рынках это сделать было практически невозможно: они не имели ни соответствующей инфраструктуры, ни технологий.
Ситуация изменилась после появлениия возможности инвестировать на различных биржах через глобальных брокеров. Для институциональных инвесторов стали доступны сотни рынков. Параллельно шла также унификация регулирования, которое становится практически однородным, если говорить о США, ЕС, Австралии или Сингапуре. Как результат, инвестиции в различные финансовые инструменты, в частности, с помощью глобальных депозитарных расписок (GDR), стали обыденностью для небольших рынков.
Эти изменения, по оценкам спикера, дали шанс AIX стать инвестиционным «шлюзом» для Казахстана и Центральной Азии. Биржа построена на базе передовых технологий, предоставленных NASDAQ, и работает в рамках независимой юрисдикции, законодательство которой синхронизировано с развитыми рынками.
Мы работаем над созданием локального пула ликвидности
Тим Беннетт не считает, что конкуренция между площадками, связанная с двойным или даже тройным листингом в Астане, Лондоне и Алматы, и временной разрыв в котировках акций могут привести к оттоку ликвидности в Лондон.
По мнению спикера, по GDR некоторых казахстанских эмитентов в Лондоне нет ликвидности. Оборачиваемость по ним составляет примерно 2%, в то время как у крупнейших публичных компаний аналогичного размера и типа бизнеса этот уровень достигает 100%.
Для того чтобы увеличить эти показатели, по мнению Тима Беннетта, необходимо создать локальный пул ликвидности. А для этого следует подписать трейдеров и брокеров, которые могли бы работать с соответствующей эффективностью. Беннетт отметил, что AIX привлекла крупнейшие брокерские компании из Китая и Европы с широкой клиентской базой, специализирующиеся на работе на развивающихся рынках.
Глобальным инвесторам удобнее и привычнее торговать в долларах, и AIX необходимо добиться, чтобы соответствующая инфраструктура работала. Бирже нужны такие брокерские компании, которые могли бы дать безопасный и удобный доступ к инвестициям в долларах.
Беннетт не считает также значительной проблемой существование временного разрыва между динамикой астанинского и лондонского рынков, который был заметен на примере торгов бумагами «Казатомпрома». Стратегически важным для рынка и маркетмейкеров является, однако, сужение спрэдов между котировками на покупку и продажу бумаг, которые листингуются и будут листинговаться на бирже.
Приватизация лишь один из компонтентов нашего развития
По мнению Беннетта, зависимость исключительно от приватизации госактивов вряд ли является той моделью развития, которой хотела бы придерживаться AIX. Создание по-настоящему уникальной инвесторской базы возможно при выводе на рынок массы эмитентов меньшего по сравнению с «Казатомпромом» масштаба, у которых изначально будет единственный листинг на AIX. В качестве наиболее привлекательного объекта для инвестиций в Астане инвесторы рассматривают юниорские компании горнодобывающего сектора (juniormining). Для того чтобы соответствующий пул инвесторов сформировался на AIX, потребуется появление порядка 50 таких эмитентов, чья рыночная стоимость способна вырасти в перспективе. Биржа обсуждает возможное сотрудничество с компаниями из этой категории.
Достижение рентабельности самой AIX является, безусловно, важной задачей, однако, по мнению господина Беннетта, биржа видит свою роль прежде всего в том, чтобы способствовать развитию и появлению рынков капиталов в Казахстане и Центральной Азии.
Проблемы не в регулировании, а в отсутствии институциональных инвесторов
Беннетт отметил заинтересованность AIX в привлечении активов ЕНПФ в случае если будут осуществлены соответствующие преобразования, а эффективность инвестирования пенсионных средств увеличится.
По мнению спикера, параллельный листинг бумаг «Казатомпрома» на AIX и KASE не является существенной проблемой. Однако для инвесторов с глобальных рынков ситуация выглядит странной, поскольку листинг одних и тех же бумаг на двух биржевых площадках в одной и той же стране – не такое частое явление.
Спикер также не считает оправданными существующие на рынке опасения, согласно которым МФЦА задействует административный ресурс, чтобы сосредоточить у себя всю базу эмитентов. Тим Беннетт настаивает на том, что интерес KASE сосредоточен на валютном и денежных рынках, а не на рынке ценных бумаг.
Кейс «Казатомпрома» – лучший PR для новых IPO
Рост стоимости бумаг «Казатомпрома» на 20-25% с момента размещения выглядит весьма впечатляюще. По словам спикера, лучшая реклама для дальнейших размещений квазигоссектора – это высказывание председателя правления «Казатомпрома» Галымжана Пирматова о том, что IPO на AIX стало крайне важным фактором для дальнейшего развития компании.
Беннетт с некоторой осторожностью говорит о возможном расширении инвесторской базы при потенциальном выводе дополнительного пакета «Казатомпрома» в 10%. Осень прошлого года, когда происходило размещение «Казатомрома», была достаточно тяжелым периодом для финансовых рынков, что существенно ограничивало спрос.
Что же касается стоимости проведения IPO на AIX и стандартов раскрытия информации в сравнении с другими биржевыми площадками, то Беннетт отметил, что расходы на консалтинг, аудит и услуги юристов в Астане и, например, в Дубае сопоставимы. При этом стоимость проведения IPO, по его мнению, является далеко не главным фактором при выборе площадки. Что же касается стандартов раскрытия информации, то сейчас они в значительной степени унифицированы практически на всех биржевых площадках в интересах инвесторов.