Что представляют собой франчайзинговые сети в Казахстане?
АВТОР

24.10.2017 • 09:00 14792

Франшиза

Что представляют собой франчайзинговые сети в Казахстане?

Бекнур Кисиков рассказал, в какие отрасли сейчас лучше заходить, а где и так слишком велика конкуренция

Рынок франчайзинга в Казахстане, хотя и небыстро прирастает новыми игроками, оценивается примерно в $2,3 млрд и имеет хорошие перспективы. «Капитал.kz» начинает новый проект, в котором будет рассказывать, как развивается франчайзинг в Казахстане, какие франчайзеры предлагают свои франшизы и на каких площадках. А также о том, как чувствуют себя франчайзи, уже купившие эти франшизы. Бекнур Кисиков, президент Казахстанской ассоциации франчайзинга (КАФ) сориентировал, в какие отрасли сейчас лучше заходить по франчайзингу, а где и так слишком велика конкуренция.

Рынок франчайзинга в Казахстане оценить трудно, так как нет точной регистрации франчайзинговых сделок в каком-нибудь реестре. В Законе «О франчайзинге» от 2002 года прописана регистрация франчайзингового договора в уполномоченном органе. Но норма необязательная, поэтому нет точной фиксации этих случаев. Более того, некоторые сделки оформляются как обычные дистрибьюторские договоры с фиксацией роялти как оплаты за услугу или поставленный товар. Поэтому определение рынка и статистики примерное, основанное на внутренних приблизительных расчетах Казахстанской ассоциации франчайзинга.

«Мы обозначили цифру по рынку в 395 франчайзинговых систем с общим оборотом в $2,3 млрд, „дисконтировав“ его примерно на 25−30%. Это произошло за счет падения тенге и расторжения ряда франчайзинговых договоров», — говорит Бекнур Кисиков. Но если считать количество сетей, у которых есть действующие франчайзи, то цифры будут еще ниже. Ассоциация же обобщает все системы, которые объявили себя франшизами.

Вообще, по словам Бекнура Кисикова, у рынка есть некоторое разочарование во франшизе. Почему? На первых этапах развития франчайзинга в Казахстане предприниматели без существенного анализа рынка покупали иностранные франшизы. Бренд покупался ради бренда. Это были и попытки инвестиций излишка денег в какой-то бизнес. Это и покупка дорогих для окупаемости иностранных франшиз. Это были покупки и совершенно не выгодных, но эмоциональных, ярких франшиз. Поэтому к настоящему моменту и накопилось число таких разочарований. «Франшиза сама по себе не приносит прибыль, если ею не управлять грамотно. А, к сожалению, у нас мало экспертов в этой области и слабое понимание философии и логики франшизы. Не хватает специалистов», — объясняет Бекнур Кисиков. Конечно, не последнюю роль играют макро- и микроэкономика, покупательская способность и прочее. Но все же франшиза — стрессоустойчивый и антикризисный инструмент, выживающий даже при спаде рынка. Речь идет не обо всех франшизах (а сейчас модно стало называть себя франшизой в маркетинговых целях). Более того, часть франшиз на поверку оказывается совершенно не франшизами. Поэтому очень важно сделать правильный выбор. В этом вам могут помочь собственный анализ, связь с ассоциацией и в конце концов элементарный поисковик. «Я всегда рекомендую будущим франчайзи, проверяя франшизу, связаться с существующими в сети действующими франчайзи», — говорит президент КАФ.

По известной КАФ информации, в этом году было куплено 15 франшиз. В основном из России. Часть франшиз была продана внутри действующих сетей.

Основные площадки для покупки и продажи франшиз в Казахстане — это выставка Kazfranch, а также другие выставки, интернет- и печатные каталоги, форумы и торговые миссии.

Больше всего инвесторы ориентируются на известность марки, внутреннюю симпатию к бренду, удачность технологий. Самой большой площадкой стал сегодня интернет, где о том или ином бренде можно узнать все. Фактически брендам в век интернет-технологий трудно скрыть тот или иной кейс, связанный с франшизами. «Я также рекомендую обращаться в отраслевые ассоциации той или иной страны», — говорит Бекнур Кисиков.

Президента КАФ радует, что на рынок Казахстана, где доминировали общепит и розница, стали приходить и другие форматы франшиз. Например, скоро планируется франчайзирование школы обучения шахмат, а также клиники искусственного оплодотворения. Кроме того, ряд социальных проектов готовится к франчайзированию. «Франчайзировать можно почти все. Даже НПО, которые проявляют интерес к этому формату», — подсказывает Бекнур Кисиков.

Возвращаясь к законодательству, напомним, что для франчайзинга в Казахстане существует вышеупомянутый специальный закон от 2002 года, который базируется на основе 45-й главы Гражданского кодекса. В силу того, что во франчайзинговом договоре ключевым товаром являются торговая марка и интеллектуальная собственность, Закон «О товарных знаках» и Закон «Об авторском праве» также так или иначе вовлечены во франчайзинговую отрасль. Кроме того, Казахстан является участником многих международных соглашений в области защиты интеллектуального права. И членство в ВТО накладывает обязательства по унификации законов. Специальный закон о франчайзинге есть не во всех странах. Там он регулируется рядом других законов. «Франчайзинг вполне удовлетворен существующими правовыми актами. Речь может идти только об изменениях тех или иных норм. Вопрос только в правильном использовании инструментов», — резюмирует Бекнур Кисиков.

Если говорить об общих трендах, то сегодня все больше инвестиций предприниматели вкладывают в инновационные и интеллектуальные франшизы, а также франшизы услуг, где не требуются большие средства. Это детские франшизы, сектор экопродукции и здоровья, сектор различных услуг и особенно персонального сервиса.

«Рынок фастфуда и ретейла, я считаю, перегрет», — говорит президент КАФ. Хотя эти ниши сами по себе огромные, но концентрация именно в определенных сегментах мешает развитию. «Например, те же бургерные. Или пиццерии. Это не совсем формат для казахстанцев, да и в мире тенденция такова, что все большей популярностью пользуются рестораны здоровой еды», — рассуждает он. Также розница фешен-брендов и luxury сегодня переживает не лучшие времена.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Бекнур Кисиков Казахстан Франшизы

24.10.2017 • 09:00 14792

Поделиться
Что представляют собой франчайзинговые сети в Казахстане?
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus