Рынок франчайзинга в Казахстане, хотя и небыстро прирастает новыми игроками, оценивается примерно в $2,3 млрд и имеет хорошие перспективы. «Капитал.kz» начинает новый проект, в котором будет рассказывать, как развивается франчайзинг в Казахстане, какие франчайзеры предлагают свои франшизы и на каких площадках. А также о том, как чувствуют себя франчайзи, уже купившие эти франшизы. Бекнур Кисиков, президент Казахстанской ассоциации франчайзинга (КАФ) сориентировал, в какие отрасли сейчас лучше заходить по франчайзингу, а где и так слишком велика конкуренция.
Рынок франчайзинга в Казахстане оценить трудно, так как нет точной регистрации франчайзинговых сделок в каком-нибудь реестре. В Законе «О франчайзинге» от 2002 года прописана регистрация франчайзингового договора в уполномоченном органе. Но норма необязательная, поэтому нет точной фиксации этих случаев. Более того, некоторые сделки оформляются как обычные дистрибьюторские договоры с фиксацией роялти как оплаты за услугу или поставленный товар. Поэтому определение рынка и статистики примерное, основанное на внутренних приблизительных расчетах Казахстанской ассоциации франчайзинга.
«Мы обозначили цифру по рынку в 395 франчайзинговых систем с общим оборотом в $2,3 млрд, „дисконтировав“ его примерно на 25−30%. Это произошло за счет падения тенге и расторжения ряда франчайзинговых договоров», — говорит Бекнур Кисиков. Но если считать количество сетей, у которых есть действующие франчайзи, то цифры будут еще ниже. Ассоциация же обобщает все системы, которые объявили себя франшизами.
Вообще, по словам Бекнура Кисикова, у рынка есть некоторое разочарование во франшизе. Почему? На первых этапах развития франчайзинга в Казахстане предприниматели без существенного анализа рынка покупали иностранные франшизы. Бренд покупался ради бренда. Это были и попытки инвестиций излишка денег в какой-то бизнес. Это и покупка дорогих для окупаемости иностранных франшиз. Это были покупки и совершенно не выгодных, но эмоциональных, ярких франшиз. Поэтому к настоящему моменту и накопилось число таких разочарований. «Франшиза сама по себе не приносит прибыль, если ею не управлять грамотно. А, к сожалению, у нас мало экспертов в этой области и слабое понимание философии и логики франшизы. Не хватает специалистов», — объясняет Бекнур Кисиков. Конечно, не последнюю роль играют макро- и микроэкономика, покупательская способность и прочее. Но все же франшиза — стрессоустойчивый и антикризисный инструмент, выживающий даже при спаде рынка. Речь идет не обо всех франшизах (а сейчас модно стало называть себя франшизой в маркетинговых целях). Более того, часть франшиз на поверку оказывается совершенно не франшизами. Поэтому очень важно сделать правильный выбор. В этом вам могут помочь собственный анализ, связь с ассоциацией и в конце концов элементарный поисковик. «Я всегда рекомендую будущим франчайзи, проверяя франшизу, связаться с существующими в сети действующими франчайзи», — говорит президент КАФ.
По известной КАФ информации, в этом году было куплено 15 франшиз. В основном из России. Часть франшиз была продана внутри действующих сетей.
Основные площадки для покупки и продажи франшиз в Казахстане — это выставка Kazfranch, а также другие выставки, интернет- и печатные каталоги, форумы и торговые миссии.
Больше всего инвесторы ориентируются на известность марки, внутреннюю симпатию к бренду, удачность технологий. Самой большой площадкой стал сегодня интернет, где о том или ином бренде можно узнать все. Фактически брендам в век интернет-технологий трудно скрыть тот или иной кейс, связанный с франшизами. «Я также рекомендую обращаться в отраслевые ассоциации той или иной страны», — говорит Бекнур Кисиков.
Президента КАФ радует, что на рынок Казахстана, где доминировали общепит и розница, стали приходить и другие форматы франшиз. Например, скоро планируется франчайзирование школы обучения шахмат, а также клиники искусственного оплодотворения. Кроме того, ряд социальных проектов готовится к франчайзированию. «Франчайзировать можно почти все. Даже НПО, которые проявляют интерес к этому формату», — подсказывает Бекнур Кисиков.
Возвращаясь к законодательству, напомним, что для франчайзинга в Казахстане существует вышеупомянутый специальный закон от 2002 года, который базируется на основе 45-й главы Гражданского кодекса. В силу того, что во франчайзинговом договоре ключевым товаром являются торговая марка и интеллектуальная собственность, Закон «О товарных знаках» и Закон «Об авторском праве» также так или иначе вовлечены во франчайзинговую отрасль. Кроме того, Казахстан является участником многих международных соглашений в области защиты интеллектуального права. И членство в ВТО накладывает обязательства по унификации законов. Специальный закон о франчайзинге есть не во всех странах. Там он регулируется рядом других законов. «Франчайзинг вполне удовлетворен существующими правовыми актами. Речь может идти только об изменениях тех или иных норм. Вопрос только в правильном использовании инструментов», — резюмирует Бекнур Кисиков.
Если говорить об общих трендах, то сегодня все больше инвестиций предприниматели вкладывают в инновационные и интеллектуальные франшизы, а также франшизы услуг, где не требуются большие средства. Это детские франшизы, сектор экопродукции и здоровья, сектор различных услуг и особенно персонального сервиса.
«Рынок фастфуда и ретейла, я считаю, перегрет», — говорит президент КАФ. Хотя эти ниши сами по себе огромные, но концентрация именно в определенных сегментах мешает развитию. «Например, те же бургерные. Или пиццерии. Это не совсем формат для казахстанцев, да и в мире тенденция такова, что все большей популярностью пользуются рестораны здоровой еды», — рассуждает он. Также розница фешен-брендов и luxury сегодня переживает не лучшие времена.