Каждая из стран ЕАЭС, открыв таможенные границы, продолжает де-факто защищать внутренних производителей от конкуренции других участников союза, заявила вице-министр торговли и интеграции Жанель Кушукова на брифинге в СЦК, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Мы сталкиваемся со случаями скрытых ограничений во взаимной торговле. Чаще всего они устанавливаются нашими партнерами в отношении товаров, по которым высокий уровень конкуренции. В том числе в случаях активизации производителей отдельных стран, ориентированных на экспорт», - заявила вице-министр.
Жанель Кушукова сообщила, что такая практика противоречит
идее экономической интеграции, о чем казахстанская сторона неоднократно
напоминала коллегам по ЕАЭС. Один из примеров -
барьеры при введении маркировки товаров. «На случай, если страна союза в одностороннем порядке
будет устанавливать маркировку, то национальные операторы договариваются о предоставлении (услуги - Ред.) в стране, которая ее ввела. То есть если отечественное
предприятие хочет экспортировать товар на территорию России, которая маркирует
данный вид товара, то наши предприятия вправе обратиться либо к
казахстанскому национальному оператору, либо к оператору РФ
для предоставления маркировки. И
услуга будет предоставлена по той же стоимости, которая применяется и к российским
производителям», - рассказала Жанель Кушукова.
Она отметила, что с 2016 года устранены 83% барьеров, когда-либо существовавших на внутреннем рынке ЕАЭС. «То есть из квалифицированых 66 барьеров устранено 54», - сообщила вице-министр. В целом эффект от устранения барьеров, устраненных с момента создания Министерства торговли и интеграции РК (2019 год - Ред.), оценивается примерно в 100 млн долларов.
На брифинге вице-министр рассказала и о показателях взаимной торговли между странами союза. За последние 6 лет экспорт Казахстана в страны ЕАЭС вырос на 25%. Из них экспорт в государства-члены ЕАЭС с 2015 по 2020 год вырос на 25%, с 5,1 до 6,4 млрд долларов: в Россию — на 25%, в Беларусь — в 2 раза, в Кыргызстан — на 20%, в Армению — в 6 раз. Изменился и ассортимент экспортных товаров. С 2015 по 2020 год рост экспорта несырьевых товаров в страны ЕАЭС составил 35%, показатель вырос с 2,8 до 3,7 млрд долларов. Так, в 2020 году в российские торговые сети поставки плодоовощной продукции из Казахстана превысили 2,3 млрд долларов. «Потенциал наращивания ежегодных поставок продукции пищепрома только на российский рынок превышает 100 млрд тенге. В целом в государства-члены ЕАЭС направляется примерно 10% казахстанского экспорта, 58% этих объемов – обработанная продукция», - рассказала Жанель Кушукова.
Основными казахстанскими поставщиками на рынки ЕАЭС являются предприятия малого и среднего бизнеса.
Вице-министр обратила внимание, что наращивать объемы взаимной торговли в ЕАЭС позволяет сокращение таких издержек для бизнеса, как снижение документарной нагрузки при экспорте за счет исключения таможенного декларирования, взаимного признания сертификатов соответствия, ветеринарных и санитарных документов.
Отметим, что 21 мая состоится очередное заседание Высшего Евразийского экономического совета. Заседание пройдет в режиме видео-конференц-связи. «На предстоящем через несколько дней Высшем Евразийском экономическом совете президенты рассмотрят основные направления промышленного сотрудничества. Все участники Евразийского экономического союза расценивают промышленное сотрудничество как один из инструментов качественного улучшения экспортной линейки товаров», - рассказала она.
Читайте также
Товарооборот между странами вырос на 30,8%