С 1 апреля производители и импортеры должны маркировать кодом Data Matrix не только сигареты, но и сигары, сигариллы, табак для кальяна и даже стики для электронных сигарет. Остатки немаркированного товара данных групп могут продаваться до 1 апреля 2022 года, об этом центру деловой информации Kapital.kz сообщили в пресс-службе Центра развития цифровой экономики.
Данная норма регулируется постановлением Правительства РК №568 «Об определении перечня товаров, подлежащих маркировке» от 10 сентября 2020 года.
Цифровая маркировка сигарет является обязательной в Казахстане еще с 1 октября 2020 года. Все сигареты, производимые на территории страны либо импортируемые в РК, маркируются кодом Data Matrix. Он присваивается каждой пачке сигарет при производстве методом прямого нанесения. В нем «зашита» цифровая информация о производителе, импортере, серийном номере партии товара и прочие сведения, необходимые для контроля за его перемещением. Код, благодаря криптозащите, невозможно подделать.
Информация о промаркированном товаре вносится в Информационную систему маркировки и прослеживаемости товаров (ИСМПТ). Затем продукция поступает в точки реализации и выводится из оборота с помощью 2D-сканера либо мобильного приложения Naqty Sauda. Весь путь товара от производства до продажи потребителю можно отследить в ИСМПТ.
«Сегмент альтернативных табачных изделий в основном (более
90% общего объема) в Казахстане представлен стиками для электронных сигарет.
Основными импортерами данной группы являются "Филип Моррис Казахстан" и "Бритиш
Американ Тобакко Казахстан". Эти компании уже установили маркировочное
оборудование еще в прошлом году с введением маркировки на сигареты, поэтому их
затраты на маркировку стиков будут минимальны», - отмечает генеральный директор Центра развития цифровой экономики Бикеш Курмангалиева.
По прогнозам, объем сегмента стиков в 2021 году составит 100 млн пачек, в денежном выражении - более 55 млрд тенге.
Круг поставщиков сигар и сигарилл на рынок Казахстана шире, поэтому для них определены дополнительные способы цифровой маркировки – такие как стикетирование и этикетирование. Они не требуют капитальных затрат на маркировочное оборудование.
Сегментом альтернативного табака, в котором теневой оборот
составляет самый большой процент, является табак для кальяна. «По нашим оценкам, 90% кальянного табака находятся в «тени». Одна из главных причин -
высокая ставка акциза для кальянного табака. Она не отличается от других
табачных изделий, хотя содержание табака в данной продукции – всего 20%. Чтобы
усилить меры по «обелению» данного сегмента, мы также предлагаем госорганам
взять в работу вопрос снижения акцизной ставки. Такой опыт имеется в РФ.
Там акцизная ставка на кальянный табак определяется процентным содержанием
табачного сырья в кальянном табаке», - отметил директор Центра исследований и разработок Центра развития цифровой экономики Алмат Исмаилов.
Объем рынка табачных изделий в 2020 году в
Казахстане составил 1 млрд 200 млн пачек (около 660 млрд тенге). При этом
теневой оборот, по оценкам экспертов, составил 33 млрд тенге.
Читайте также
Этот вопрос спикер мажилиса Нурлан Нигматулин задал министру Бахыту Султанову