USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.25$
-0.020
BTC
70847.70$
+1452.500

Год вызовов для ретейла

Представители крупных торговых сетей подвели итоги работы

Share
Share
Share
Tweet
Share
Год вызовов для ретейла- Kapital.kz

Пандемия сказалась негативно на торговле в целом, поэтому нельзя сказать, что кто-то из игроков сейчас чувствует себя хорошо. Тяжелее всех пришлось непродовольственному сектору – их торговые комплексы продолжительное время были закрыты, потери оцениваются миллиардами тенге, сказал в беседе с корреспондентом «Капитал.kz» директор по стратегическим проектам компании Magnum Андрей Лебедев. А сетевым магазинам продовольственной торговли, которые работали, пусть с ограниченрями, пандемия обошлась очень дорого. Дополнительные расходы Magnum, связанные с соблюдением санитарно-эпидемиологических норм, ежемесячно составляют 150 млн тенге. В 2020 году большим спросом стали пользоваться товары отечественного производства, цены на них более привлекательные, чем на импортные аналоги, отметила в свою очередь коммерческий директор ТОО «Метро Кэш энд Керри» Наталья Мархиева. «Поэтому в условиях нынешнего кризиса у отечественных производителей есть большие возможности для роста», – сказала она.

Пандемия  существенно повлияла на поведение покупателей. Если в 2019 году только 20-30% казахстанцев были готовы покупать продукты питания онлайн, то сейчас этот показатель вырос до 60-70%, статистика Magnum подтверждает эти цифры, заметил Андрей Лебедев. Трафик в магазинах снизился на 20-30%, а средний чек вырос: люди стараются за один раз закупить побольше, чтобы реже ходить в магазин.

Кроме того, растет сегмент небольших магазинов у дома – покупателям удобнее делать покупки в шаговой доступности, чем ехать в большой супермаркет.

Из-за пандемии все ретейлеры Казахстана столкнулись с большим количеством ограничений, добавил наш собеседник. Например, на перемещение, по времени работы – это создает сложности для розничного сектора, так как сокращается трафик в магазинах и перемещения поставщиков.

«Тем не менее с государственными органами нам удалось найти общий язык и решить большинство вопросов. Почти во всех регионах есть осознание того, что трафик лучше «растягивать»: увеличивать продолжительность работы магазинов, чтобы покупатели не собирались в большом количестве в ограниченное время», – сказал Андрей Лебедев.

Доля современной розницы за этот год выросла с 30% до 35% за счет экспансии сетей (базарам и рынкам принадлежит 65% рынка), заметил эксперт. Во время локдауна продовольственные магазины и аптеки продолжали работать, хотя часто с ограничениями.

«При этом мы несли и несем значительные дополнительные расходы на дезинфекцию, защитные маски, санитайзеры, бесконтактные термометры, – добавил Андрей Лебедев. – Мы увеличили штат сотрудников, которые следят за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм (проводят дезинфекцию продуктовых корзин и тележек, замеряют температуру у персонала и покупателей). Ежемесячно мы тратим порядка 150 млн тенге – учитывая низкую маржинальность продовольственного ретейла, это много. С начала пандемии мы потратили на усиление санитарных мер около 1,5 млрд тенге».

Еще одна тенденция ушедшего года – снижение покупательской способности. Пандемия существенно повлияла на доходы населения, более востребованными становятся товары из среднего и нижнего ценовых сегментов, падает лояльность к брендам, добавил наш собеседник. Продажи ретейлеров сократились из-за снижения потребления. «Мы наблюдаем сокращение на 5-10%. Наша целевая процентная доходность не изменилась. Тем не менее мы потеряли около 5-7% целевого оборота и не попали в первоначальные прогнозы на этот год. Это, безусловно, явилось результатом пандемии», – пояснил Андрей Лебедев.

Одним из важнейших проектов для всего ретейла в Казахстане стало создание Национальной товаропроводящей системы (НТС), включающей сеть оптово-распределительных центров (ОРЦ), считает он. Этот проект реализуют министерство торговли и интеграции и крупнейшие ретейлеры. В рамках ГЧП правительство выбирает частного партнера и инвестора, обладающего необходимыми компетенциями для строительства и оперирования логистической инфраструктурой. Затем вся сеть передается на баланс государства. Запуск НТС из 24 ОРЦ позволит больше 10 тыс. новых рабочих мест, и прогнозируемый экономический эффект должен составить 1,2 трлн тенге.

«Строительство ОРЦ решит проблему дефицита овощехранилищ, снизит потери фермеров при хранении урожая – позволит их сократить на 350 тыс. тонн, то есть на 13,3 млрд тенге, пояснил он. Все это даст возможность снизить цены, особенно в межсезонье, и значительно облегчит экспорт казахстанской сельхозпродукции», – сказал Андрей Лебедев.

Создание НТС позволит увеличить долю современной торговли в Казахстане, сейчас она не превышает 35% от общего рынка. Это даст возможность государству увеличить налогооблагаемую базу, повысить контроль за продовольственной безопасностью страны и ростом цен.

Во время пандемии взаимопонимание между ретейлерами выросло, констатировал наш собеседник. Они объединились в Союз торговых сетей и регулярно встречаются как с руководством министерства торговли и интеграции, так и с сотрудниками акиматов.

«Мы участвуем в работе комиссий, к нашим рекомендациям в большинстве случаев прислушиваются – чтобы минимизировать давление карантинных мер на экономику и на качество жизни казахстанцев», – сказал Андрей Лебедев.

Для сдерживания цен на социально значимые товары в 2020 году использовались механизмы социально-предпринимательских корпораций, продолжил он. Через крупных ретейлеров выдавались кредиты для стимулирования производства местной продукции. Фактически поставщики получали предоплату на несколько месяцев вперед, пояснил наш собеседник. За счет этого они могли оптом закупать необходимое оборудование, удобрения, корма и т.д.

«В свою очередь они гарантировали продажу определенного объема продукции по определенной цене. Это позволило защититься от сезонного скачка цен на социально значимые товары: картофель, морковь, некоторые виды круп», – сказал Андрей Лебедев.

Из событий ушедшего года он также отметил ограничение по «ретробонусам», усиление контроля защиты прав потребителей, приравнивание никотиносодержащих изделий к табачным, а также поэтапный ввод обязательной маркировки товаров по единым для ЕАЭС правилам.

«К самым позитивным изменениям мы относим правила маркировки товаров – это существенно упростит ряд процессов, прежде всего контроль сроков годности. Мы сможем наконец-то автоматически контролировать процесс на уровне каждой единицы товара, что сейчас просто невозможно, все проверяется вручную», – сказал спикер.

Кроме того, повысится точность учета маржинальности товаров, поскольку ретейлеры смогут однозначно соотносить стоимость закупки и продажи конкретной партии товаров. Что же касается рынка, маркировка сделает прозрачным качество товаров для потребителей. Также она «обелит» торговлю для государственных органов и упростит экспорт – ведь товары попадут в национальные каталоги стран-участниц ЕАЭС, заключил Андрей Лебедев.

В свою очередь коммерческий директор ТОО «Метро Кэш энд Керри» Наталья Мархиева в  числе трендов ушедшего года назвала диджитализацию процессов в ретейле. Онлайн-магазины, сервисы доставки продуктов питания и еды стремительно набирают обороты. Переломный момент, по ее мнению, произошел после объявления ЧП в стране: в целях безопасности люди стали отдавать предпочтение онлайн-магазинам.

Не все ретейлеры были готовы к таким неожиданным изменениям, поэтому многим пришлось максимально оперативно разрабатывать собственный онлайн-магазин и доставку, либо начинать сотрудничество с действующими игроками в этой сфере.

«Так как METRO Kazakhstan специализируется на обслуживании бизнес-клиентов, у нас уже были онлайн-магазин и доставка для этого сегмента. Однако сервис не был доступен для конечных покупателей, поэтому мы стали искать возможности для предоставления услуг доставки B2C-сегменту. Нам удалось достаточно оперативно запустить доставку продуктов», – сказала Наталья Мархиева.

Кроме того, в 2020 году повысились требования к чистоте и санитарным условиям. Потребители стали предпочитать те заведения, где соблюдаются все санитарные нормы и нет массового скопления людей. В связи с этим наблюдается медленный, но очевидный переход от продуктовых рынков к современной рознице.

В 2020 году большинство трудностей были связаны с карантинными мерами. Во-первых, из-за блок-постов часть сотрудников, которые живут за городом, не могли попасть на работу. Пришлось срочно обеспечить их жильем в городе, либо искать им замену.

Во-вторых, были сложности с логистикой, продолжила перечислять Наталья Мархиева. Во время режима ЧП фуры с продовольствием, въезжавшие из стран Европы в государства ЕАЭС, в частности в Беларусь и Россию, стояли на границе по 2-3 дня. Это было связано с тем, что водители сдавали экспреcс-тесты на коронавирус, что повлекло за собой затраты на тесты, выплату им командировочных.

«Все эти факторы влияют на ценообразование товаров, что особенно критично в период кризиса», – заметила спикер.

В-третьих, из-за сложностей на границе ретейлерам пришлось искать новых поставщиков социально значимых товаров. «В целом растет доля продаж современной розницы на казахстанском рынке. Уход с с него такого крупного игрока как «Рамстор» сказывается на расстановке сил среди торговых сетей, а также конкуренции», – отметила Наталья Мархиева.

Во время второго локдауна казахстанцы закупали продовольственные и непродовольственные товары нечасто, но в больших объемах, чтобы реже выходить за покупками, продолжила она.

«На сегодняшний день наблюдается  новая тенденция: при выборе товаров первой необходимости покупатели останавливаются на продуктах из экономсегмента. Стоит отметить, что еще большим спросом стали пользоваться товары отечественного производства, обеспечивающие лучшие цены по сравнению с импортными аналогами», – сказала Наталья Мархиева.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.