USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
73.89$
+0.330
BTC
97180.30$
+2931.600

Как улучшат систему защиты прав потребителей

По словам Бахыта Султанова, степень неудовлетворенности потребителей остается на стабильно высоком уровне

Share
Share
Share
Tweet
Share
primeminister.kz

primeminister.kz

В 2020 году в Комитет по защите прав потребителей уже поступило порядка 8 тыс. обращений. Об этом на заседании правительства доложил министр торговли и интеграции Бахыт Султанов, пишет primeminister.kz.

Сегодня количество потребителей в Казахстане насчитывает 18,7 млн человек, которые ежедневно совершают более 6 млн приобретений товаров и услуг (количество транзакций в розничной торговле по контрольно-кассовым аппаратам). В этом году казахстанские потребители через розничную сеть приобрели товаров на 6,8 трлн тенге, а услуг порядка 4 трлн тенге.

«В государственную систему защиты прав потребителей входят 19 центральных и 17 местных исполнительных органов. Согласно Реестру государственные органы совместно с субъектами квазигосударственного сектора в сфере образования, здравоохранения, ветеринарии, ЖКХ, связи и др. оказывают физическим лицам всего 574 услуги. При этом ни у одного участника системы нет фокуса на интересы потребителя. Поэтому отмечаются низкий уровень обеспечения защиты прав потребителей, искаженная статистика и слабая заинтересованность «работы над повторяющимися ошибками», — сказал Бахыт Султанов.

Статистика показывает, что степень неудовлетворенности потребителей остается на стабильно высоком уровне. Вопросы, беспокоящие потребителей, в целом повторяются из года в год: это сферы ЖКХ, розничной торговли, медицинских услуг, транспорта.

«В текущем году только в Комитет по защите прав потребителей уже поступило порядка 8 тысяч обращений, при этом целостная статистика сформируется в конце года. Сегодня сбор и анализ осуществляются в ручном режиме и отсутствуют достаточная детализация и автоматизация для формирования полноценной картины и оценки работы госорганов», — отметил министр торговли и интеграции.

Ряд этих проблем будет решен в рамках реализации вступивших в июле в силу поправок в Закон «О защите прав потребителей». При разработке закона был изучен передовой международный опыт. За концептуальную основу взята смешанная модель, эффективно используемая странами ОЭСР. К примеру, в Германии, Австрии, Японии и Литве государство осуществляет «умное» администрирование, а восстановлением нарушенных прав занимаются институты досудебного урегулирования.

Читайте также

В России, Германии и Литве функционируют Межведомственные советы, на площадке которых обсуждаются проблемные вопросы в сфере защиты прав потребителей. Как проинформировал Бахыт Султанов, введена трехступенчатая система рассмотрения жалоб. Первый этап предусматривает обязательство продавца самостоятельно рассмотреть претензию потребителя по принципу «здесь и сейчас». Также у сторон появилась опция привлечь по обоюдному согласию субъектов досудебного урегулирования потребительских споров. Прохождение потребителем второго этапа не является обязательным требованием, решение о необходимости направления жалобы уполномоченному органу принимает сам потребитель. Заключительным этапом является обращение потребителя в суд.

«Наша общая задача – создать такие условия, когда продавец и услугодатель будут заинтересованы не допускать спорных ситуаций и в случае их возникновения решать на первом этапе», — подчеркнул Бахыт Султанов.

Судебная система также должна быть заинтересована в ускоренном разрешении споров с пропотребительским взглядом на проблемы. Вместе с тем законом усиливается общественный контроль за соблюдением потребительских прав граждан. В настоящее время в стране реально действуют 65 общественных организаций в сфере защиты прав потребителей. Министерство будет прорабатывать с НПО возможность их укрупнения и усиления по отраслевому принципу. Это позволит общественному сектору наладить полноценное сотрудничество с отраслевыми государственными структурами, а в целом это повысит культуру потребителей и качество получаемых ими товаров и услуг.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.