Законом «О защите прав потребителей» предусмотрено создание Межведомственного совета по защите прав потребителей, на заседаниях которого будут обсуждаться итоги работы государственных органов, выявляться пробелы и приниматься соответствующие решения. Об этом на заседании правительства заявил министр торговли и интеграции Бахыт Султанов, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Состав и положение совета находятся на рассмотрении правительства. Также министерство ежегодно будет вносить в правительство аналитический доклад о текущей ситуации в сфере защиты прав потребителей», - сказал Бахыт Султанов.
Он добавил, что планируется рассмотреть возможность объединения всех общественных организаций потребителей для создания Национальной ассоциации потребителей с широко разветвленной системой представительств в регионах. А также создать институт омбудсмена на базе неправительственных организаций.
«В-третьих, внедрить обязательное требование при разработке НПА проводить анализ регуляторного воздействия на интересы потребителей и согласовывать с уполномоченным органом. В-четвертых, включить общественные объединения в сфере защиты прав потребителей в состав консультативно-совещательных органов при министерствах и акиматах. В-пятых, внедрить показатель оценки деятельности (KPI) госорганов, МИО и квазигосударственных организаций уровень удовлетворенности и доверия к их работе со стороны потребителей», - отметил он.
Планируется принять свод Правил добровольной
деловой практики и нормы в типовые договора для государственных и частных
организаций, учитывающие интересы и права потребителей в полном объеме. А также запустить курс бесплатных онлайн-лекций для
потребителей и бизнеса об инструментах системы защиты прав потребителей.
«При
поддержке вышеуказанных инициатив мы готовы внести соответствующие изменения в
нормативные правовые акты в кратчайшие сроки», - рассказал министр.
Отметим, что за 8 месяцев в Комитет по защите прав потребителей поступило более 8 тыс. обращений с жалобами на качество услуг и товаров, по которым восстановлены права 80% потребителей (6400 обращений).
Читайте также
Сложности и возмущения потребителей начинаются с игнорирования их прав, заметили в Минторговли и интеграции РК
Премьер-министр подчеркнул, что казахстанская система защиты прав потребителей должна учитывать передовой зарубежный опыт, где выстроена четкая вертикаль взаимодействия: потребитель – общественное объединение – государство. При этом особое внимание необходимо уделять продовольственной сфере, медицинским услугам, ЖКХ, фармацевтическим товарам, а также туризму, говорится в сообщении пресс-службы главы правительства.
«Надо проводить политику, ориентированную на производство продукции гарантированного качества, использование механизма контрольной закупки, добросовестную рекламу и маркетинг», — сказал Аскар Мамин.
Глава правительства поручил до конца создать объединение общественных организаций в сфере защиты прав потребителей, а также проработать вопрос введения института омбудсмена по защите прав потребителей на базе неправительственных организаций. Министерствам национальной экономики, торговли и юстиции поручено предусмотреть обязательное требование по проведению анализа регуляторного воздействия проектов нормативных правовых актов на предмет защиты прав потребителей. При этом обеспечить участие неправительственных объединений в разработке данных актов, включив их в составы общественных советов.
Министерству торговли совместно с министерством нацэкономики дано поручение включить в показатели эффективности (KPI) госорганов, местных исполнительных органов и квазигосударственных организаций оценку уровня удовлетворенности и доверия со стороны потребителей. НПП «Атамекен» поручено принять свод Правил добровольной деловой практики и типовые договора, учитывающие интересы и права потребителей, а также проработать меры стимулирования бизнеса для улучшения качества предоставляемых услуг и товаров.
До 1 ноября поручено разработать План мероприятий для построения целостной системы защиты прав потребителей.
Напомним, в июне 2020 года приняты законодательные поправки, которые способствуют построению целостной системы защиты прав потребителей с вовлечением неправительственных организаций и бизнеса.