USD
522.63₸
-2.030
EUR
548.66₸
-1.550
RUB
5.07₸
-0.020
BRENT
72.88$
-0.190
BTC
99772.60$
-1347.400

Вячеслав Додонов: Возможности роста нефтяных цен ограничены

Эксперты выделяют несколько факторов, способных повлиять на стоимость сырья во втором полугодии

Share
Share
Share
Tweet
Share
Вячеслав Додонов: Возможности роста нефтяных цен ограничены- Kapital.kz

Мировые экспортеры нефти быстро реагируют на колебания спроса на сырье на фоне новых вспышек коронавируса по всему миру. В начале прошлой недели нефтегазовая госкомпания из Саудовской Аравии Saudi Aramco снизила октябрьские отпускные цены на углеводородное сырье всех сортов для потребителей в Азии и США. При этом эксперты выделяют несколько основных факторов, способных повлиять на стоимость сырья во втором полугодии текущего года. И, по мнению главного научного сотрудника Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Вячеслава Додонова, спрос не будет главной причиной колебания цены. 

- Вячеслав Юрьевич, какие основные факторы способны повлиять на колебания мировых цен на нефть до конца года?

- На колебание стоимости на сегодня оказывает влияние очень широкий спектр факторов – от ситуации непосредственно на нефтяном рынке: баланс спроса-предложения и все, что его определяет – объемы добычи, соглашение ОПЕК+ и пр., до геополитических событий. При этом роль факторов может меняться в отдельные периоды времени – какие-то выходят на передний план, затем их сменяют другие. Если говорить о периоде до конца года, я бы выделил все же два основных фактора – восстановление мировой экономики и основных ее отраслей, пострадавших от пандемии, а также монетарную политику ФРС и других центральных банков.

- Можно подробнее узнать об этих факторах?

- Ситуация с восстановлением мировой экономики и основных ее отраслей, пострадавших от пандемии, остается скорее неблагоприятным фактором для цен на нефть. Пока пандемия не подавлена,в ряде крупных стран продолжают действовать ограничения, существует даже перспектива их ужесточения, что негативно влияет на совокупный спрос. Это означает продолжение давления на цены сырья. Второй фактор также не несет позитива для нефтяных фьючерсов: после резкого роста объема ликвидности, которой ФРС накачивала рынки в марте-июне, эта политика прекращена. С середины июня баланс ФРС не растет и поддержка финансовых рынков по этой линии – тоже. Это отражается, в том числе, и на котировках товарных активов.

- В каком диапазоне могут колебаться цены на нефть?

- Принимая во внимание эти факторы, можно предположить, что максимумы полугодия по нефтяным ценам уже достигнуты, это уровень $45-46 за баррель, которые мы видели в конце августа и первых числах сентября. Думаю, что в течение ближайших месяцев цена Brent будет в районе $30, а год закончит в коридоре $30-40.

- Как глубоко зашла пандемия на нефтяной рынок? Стоит ли после смягчения карантинных мер по всему миру ожидать активизации спроса?

- Активизация спроса, конечно, происходит. И он сейчас выше, чем во втором квартале текущего года, на который пришелся пик ограничений во всем мире. Но вопрос не в том, оживляется ли спрос, а в том, достигнет ли он докризисных величин, и когда. В 2020 году спрос на нефть явно не вернется на докризисный уровень, если исходить из того, что восстановление ключевых макроэкономических показателей прогнозируется на 2022 год. И самое главное – физический спрос на нефть очень слабо связан с ценами, которые, как и котировки активов других секторов финансового рынка, давно утратили взаимосвязь с фундаментальными факторами. Поэтому анализировать изменение спроса на нефть с точки зрения его влияния на цены сейчас практически бесполезно.

- То есть отталкиваться от спроса в прогнозировании стоимости сейчас не правильно?

- На стоимость нефти влияет не только спрос, но и предложение, которое тоже сильно сократилось. Во-первых, усилиями стран ОПЕК+, во-вторых – за счет ухода с рынка больших объемов нефти, добыча которой стала при низких ценах экономически невыгодной. В данном случае, прежде всего, речь идет о сланцевой нефти США, где объем добычи в настоящее время упал до 9,7 млн баррелей в день, тогда как в январе добывалось 13 млн баррелей. То есть в США сокращение добычи превысило 25%, и это больше, чем в странах ОПЕК+. Эти сокращения, конечно, тоже влияют на баланс спроса-предложения, и если бы мы жили в рациональном мире, где цены определяются этим балансом и иными фундаментальными факторами, можно было бы ожидать более устойчивых и высоких цен. Но мы живем во время «сломанного рынка», где рациональные факторы не определяют почти ничего, поэтому сейчас надо смотреть не на фундаментальные факторы, а на различные иррациональные вещи и на настроения инвесторов. Именно настроения определяют долгосрочную траекторию рынков, в том числе и нефтяного, которая, на мой взгляд, сейчас все еще идет вниз.   

- Насколько реально нефти вернуться к привлекательной стоимости в среднесрочной перспективе?

- Если имеется в виду уровень цен на Brent, а под их привлекательностью понимается $100 за баррель – цена в 2011-2014 годах – то к этому уровню они вряд ли вернутся в ближайшие годы. Хотя сейчас прогнозирование ситуации на финансовых рынках стало совершенно бессмысленным занятием и практически невозможно ничего предсказать в двухлетнем горизонте. Судя по тому, какие тенденции и мотивы преобладают сейчас в монетарном регулировании, основной акцент делается на поддержку фондовых рынков, а всем остальным достаются остатки. Поэтому приток спекулятивных и инвестиционных средств в товарные контракты будет ограничен и возможности роста нефтяных цен – тоже.

При этом усиливается вероятность эскалации финансового кризиса. Первую его фазу мы наблюдали в феврале-марте, но она была подавлена агрессивным монетарным стимулированием. Правда, сами причины данного кризиса остаются, и они значительно усилились из-за гигантских государственных расходов в ходе его первой фазы. Поэтому наступление следующей фазы финансового кризиса является только вопросом времени (не очень отдаленного), и в ходе нее нефтяные цены опять пострадают. Поэтому следующие два года вряд ли принесут стабильность и рост на рынок нефти, хотя некоторого позитива можно ожидать. В частности, можно прогнозировать дальнейшее смягчение параметров сделки ОПЕК+, некоторого роста цен в начале будущего года, но вот продолжительность этого позитива может оказаться разочаровывающей.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.